Очень часто, в разговорах с нашей сегодняшней эмиграцией, я чувствую, что в воздухе, между нами витает вопрос сравнения их с эмиграцией послереволюционной. Но можно ли их сравнивать? Такие ли они благородные, как те, век назад? И схожи ли их фундаментальные причины бегства из страны? Попробуем разобраться…
Пожалуй, это можно сделать на примере моего диалога здесь, на Дзене с одним господином, возмутившемся моей статье «Одна страна – два народа». В процессе переписки стало понятно, что он являлся сотрудником какой-то международной компании, и объездил пол - мира. Он в спокойной, язвительной манере, оскорблял Россию в моём лице, называя её на «вы», словно не является её же гражданином, издевательски отзывался о религиях, Христианстве и Исламе, унижал руководство страны, поддерживал ВСУ, называл нас отсталыми ввиду отрицания разных ЛГБТ и т.д. Я на это ещё, довольно спокойно реагировал, пока не выяснилось, что он, оказывается, давно убежал в Грузию, откуда сыпет нас проклятиями, заявляет, что до спец.операции в стране всё было хорошо. Унижающе хвастался передо мной, как он там сейчас богато живёт, с условием вернутся в Россию только после смерти всего нашего руководства. На этом свой диалог с ним я прервал. Последнее высказывание очень похоже на мнения белой эмиграции гражданской войны, но всё так, да не так!
Начнём с того, что эмиграция начала прошлого века была очень разношёрстна, по своей сути. Были представители совершенно различных политических течений, социальных слоёв, профессий и т.п. Бежали они от самой Советской власти, впервые же годы её прихода к правлению страной, в реальном опасении за свою жизнь. А эти? Как сказал тот господин «до спец.операции всё было хорошо!», то есть, много лет жили при нашем правительстве, хорошо себя чувствовали на выгодных местах и их всё устраивало. Но, как только страна встала на тяжёлый путь перемен, ибо далеко не всем было так хорошо, как ему, вполне возможно, что кормушка подобных господ здесь подурезалась и государство сразу стало для них враждебным, они его демонстративно покинули. При этом жизни и здоровью их ничего не угрожало, бедность, и голодная смерть им не сулила. Они же все из одного высоко обеспеченного слоя населения. За границей не таксистами, горничными и дворниками пошли наниматься, с тоской по родине, как белая эмиграция, а, просто, перевели свои капиталы туда, для комфортной и роскошной жизни, с ненавистью к родине. Что интересно, если одной из причин ненависти к Советам, было заключение ими Брестского мира с немцами и окончание войны. Для которой и причин то особых не было, кроме помощи братскому народу и чести России. То теперь основной причиной ненависти эмиграции к своей стране стало начало боевых действий по защите братского народа и собственной территории, не говоря уже о чести страны. Не правда ли, какие разные парадигмы в мотивах той и нашей эмиграции…? Они любили Россию, в связи с тем, осуждали падение её морально-этических норм и отказе от религий, а не наоборот, как современная эмиграция. Кроме того, когда пришла угроза России извне в 41-ом, они встали в поддержку и на защиту её, в меру своих возможностей и нахождения, за редким исключением. А сейчас, эта угроза извне всячески поддерживается нашими убежанцами. Мало того, у сегодняшних переселенцев ощущается призрение и ненависть к своему простому, собственному народу, чего, в основе совей, не было у белой эмиграции. Видимо, призрение, и ненависть к людям были в них всегда, вдруг, пришёл хороший повод им вырваться наружу.
Как видно, разные мотивы бегства из страны этих волн эмиграции. Одни уходили от тоски и любви к той России, которая была, другие уходят из корыстных побуждений, в боязни понести материальные издержки. Между такими моральными основаниями поведения, разница в пропасть! И сравнить их нельзя!
2