Реликвии веры
Изнанка чудесного полотна
Вот уже несколько сотен лет вокруг этого небольшого кусочка ткани не утихают ожесточенные споры. Что же такое на самом деле Туринская плащаница - христианская святыня или подделка? Нерукотворное произведение или полотно художника? К единому мнению не могут прийти ни ученые, ни священнослужители, ни криминалисты.
Туринская плащаница, кусок ткани длиной 4,36 м и шириной 1,09 м, в которую, по преданию, был завернут Спаситель, хранится в городе Турине, в церкви Святого Иоанна Крестителя. На полотне имеются два однотонных красновато-коричневых изображения человека (вид спереди и сзади). Христиане уверены, что это и есть прижизненное изображение Христа. Но ученые и священники сомневаются. И даже официальный Ватикан не спешит признать Туринскую плащаницу подлинной.
Трофей Крестовых походов
Одно из первых упоминаний о плащанице содержатся у евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Потом на протяжении столетий исторические хроники об этой святыне молчат. Возможно, что в период гонений на христиан существование плащаницы верующими тщательно скрывалось, дабы она не была найдена и уничтожена как священная реликвия.
И только в 640 году о ней в своих отчетах о паломничестве в Иерусалим упоминает епископ Галльский Арнульф. Он также называет ее точные, известные сегодня доподлинно размеры.
Впервые загадочное полотно предъявили общественности в 1353 году, когда граф Жоффруа де Шарни передал плащаницу для показа публике в приходе Лире, к юго-востоку от Парижа. Точных сведений, откуда у де Шарни появилась плащаница, нет, но существует предположение, что это именно та самая тайная святыня рыцарского ордена тамплиеров, которые сохранили ее со времен Крестовых походов. Предки графа участвовали в походах на Византию и могли затем в течение веков быть тайными хранителями святыни.
Вскоре это местечко наводнили паломники. В честь события были изготовлены специальные медальоны.
Через три десятка лет слухи об этой реликвии достигли Ватикана. Католические эмиссары прибыли, осмотрели полотно и без труда опознали в нем обычный рисунок красками на полотне, то есть подделку. Иными словами, уже с конца XIV века всерьез к плащанице никто не относился, кроме разве что паломников.
В 1370 году епископ Анри Пуатье даже провел расследование с целью доказать, что реликвия всего лишь живописное изображение (в результате церковного расследования было установлено даже имя художника, но оно не сохранилось).
А в 1389 году французский епископ Пьер Дарси докладывал папе, что церковь наживается на покрывале, нарисованном «хитрым способом».
Только в 1390 году папа римский Климент VII разрешил использовать плащаницу во время богослужений, но настоял, чтобы перед каждой демонстрацией было публично заявлено, что эта пелена не является саваном Спасителя.
Затем наследники графа подарили плащаницу герцогам Савойским. Через 80 лет после этого ткань частично подверглась воздействию огня — в церкви, где она хранилась, приключился пожар. К счастью, полотно не очень сильно пострадало, а несколько прогоревших дырочек были заштопаны монашками. В XVI веке владельцы переехали из Франции в Турин, и реликвия стала храниться у главного алтаря в королевской часовне Туринского собора.
При помощи кисти и красок
Настоящая слава к плащанице пришла в конце XIX века после изобретения фотографии. Однажды итальянец Секондо Пиа сфотографировал плащаницу.
Вечером, работая с негативами, он неожиданно обнаружил, что держит в руках... позитив! То есть сама плащаница представляла собой негативное изображение. И гораздо удобнее смотреть на него именно в «фотонегатив-ном» виде. Это пробудило вспышку интереса к плащанице, и десятки исследователей с энтузиазмом бросились на разгадку ее тайн. Главной из которых был вопрос о подлинности реликвии.
Один британский историк, пытаясь установить истину, провел собственное расследование. Он выяснил, что существует несколько старинных изображений плащаницы. Например, гравюра живописца Антонио Темпеста (1613 год). Но на его картине святыня выглядела совсем иначе. Письменные же источники тоже подтверждают, что 500 лет назад полотно представляло собой яркую картину, где были четко видны кровавые раны и багровые рубцы - следы пыток.
Эти показания подтверждаются исследованиями Барбары Фаччини из Университета Феррары. В 2010 году она тщательно изучила отпечаток на пелене и обнаружила на теле Спасителя 372 раны от удара бичом.
Но химический анализ красновато-бурых пятен, проведенный в 1973 году двумя учеными - Фраше и Филограмо, - показал: гемоглобина там нет. То есть это точно не кровь. Скорее всего, красные пятна — это киноварь (сернистая ртуть), то есть красный краситель. Причем краски эти начали использовать с ХIII века, не ранее. С другой стороны, это были именно следы, то есть совсем небольшое количество. Апологеты чудес предположили, что красками средневековые художники просто подновляли изображение, чтобы сделать его более видимым.
Опираясь на эти исследования, эксперты выдвинули следующую версию - плащаница могла быть частью средневекового театрального реквизита. Ведь еще в X веке в религиозном обряде Пасхальной недели актеры разыгрывали мистерию под названием «Кого вы ищете?». Верующие разыгрывали сценку, когда Мария и апостолы приходят к Гробу Господню и видят ангела. Он спрашивает: «Кого вы ищете?» А услышав, что ищут Христа, ангел восклицает: «Его нет здесь, он воскрес!» И в качестве доказательства демонстрирует плащаницу, на которой сохранился контур тела Спасителя.
В архивах хранятся более 400 отчетов об этих церемониях, проведенных в разных местах Европы.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что до III века Иисуса изображали с короткими волосами и без бороды. И только позже по явились изображения бородатого, длинноволосого Христа. Изображение на Туринской плащанице довольно точно соответствует традициям искусства XIV века. И этот факт лишний раз говорит о том, что здесь мы имеем дело с работой художника.
Тем более что техника рисования, известная как «негативное изображение», использовалась и в Средние века. Каждый знает, что если к монете прижать бумагу и потереть ее карандашом, то можно получить «негатив» монеты. Если как «позитив» использовать барельеф (или же реальное человеческое тело), то получение такого изображения существовавшими тогда средствами выглядит вполне вероятным. Однако изображение на Туринской плащанице не является подлинным негативом. Если бы это был настоящий негатив, то темные волосы и кровь должны были выглядеть на негативе светлыми.
Вера сильнее науки
Специалистам, исследовавшим плащаницу, бросились в глаза не которые нелепости. Первое - на ткани нет искажений пропорций. Ведь когда покрывало лежит на теле человека, оно прилегает к поверхности. Следовательно, если снять и разложить покрывало, привычные пропорции тела будут на изображении искажены. Например, отпечаток на той части, которая обволакивает лицо, будет шире лица, каким мы видим его спереди. Вторая — волосы человека, изображенного на Туринской плащанице, не спадают вниз, как это бывает у лежащего человека, а обрамляют лицо, как на картинах. Третья — кровь течет так, как это бывает на картинах, а не сворачивается, что было бы естественно.
В 1988 году от плащаницы были отрезаны кусочки ткани и направлены на радиоуглеродный анализ. Он-то и поставил в этой истории последнюю точку.
«Возраст полотна — 690 лет плюс-минус 30 лет, оно было изготовлено никак не ранее XIII века!» - таков был окончательный вердикт ученых. Услышав его, в Ватикане заявили, что они и ранее не считали плащаницу подлинной, а относились к ней как к иконе работы средневекового мастера.
Ради объективности можно вспомнить, что в дискуссии вокруг плащаницы промахи и даже подвохи допускались и раньше. Например, в 1989 году физик Томас Филлипс из лаборатории высоких энергий Гарвардского университета предположил, что в момент воскресения Христа его тело испустило мощный импульс тепловых нейтронов (а почему бы и нет — что мы знаем о физике воскресения?). При этом некоторые ядра изотопа 13С, захватывая нейтроны, могли превратиться в ядра 14С, «омолодив» таким образом ткань плащаницы с точки зрения радиоуглеродных исследований. Хотя всем было ясно, что эта идея относится к разряду «физики шутят».