Найти тему
Загадки истории

НЕВЕРОЯТНЫЕ АРТЕФАКТЫ#3.2 Реликвии веры#2.Изнанка чудесного полотна

Оглавление

Реликвии веры

Изнанка чудесного полотна

Вот уже несколько сотен лет вокруг этого небольшого ку­сочка ткани не утихают оже­сточенные споры. Что же та­кое на самом деле Туринская плащаница - христианская святыня или подделка? Неру­котворное произведение или полотно художника? К едино­му мнению не могут прийти ни ученые, ни священнослу­жители, ни криминалисты.

Туринская плащаница, ку­сок ткани длиной 4,36 м и шириной 1,09 м, в которую, по преданию, был завернут Спаситель, хранится в городе Турине, в церкви Святого Иоанна Кре­стителя. На полотне имеются два однотонных красновато-коричне­вых изображения человека (вид спереди и сзади). Христиане увере­ны, что это и есть прижизненное изображение Христа. Но ученые и священники сомневаются. И даже официальный Ватикан не спешит признать Туринскую плащаницу подлинной.

Этот таинственный лик до сих пор тревожит умы ученых и чувства верующих
Этот таинственный лик до сих пор тревожит умы ученых и чувства верующих

Трофей Крестовых походов

Одно из первых упоминаний о плащанице содержатся у еванге­листов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Потом на протяжении сто­летий исторические хроники об этой святыне молчат. Возможно, что в период гонений на христиан существование плащаницы верующи­ми тщательно скрывалось, дабы она не была найдена и уничтожена как священная реликвия.
И только в 640 году о ней в своих отчетах о паломничестве в Ие­русалим упоминает епископ Галльский Арнульф. Он также называет ее точные, известные сегодня доподлинно размеры.
Впервые загадочное полотно предъявили общественности в 1353 году, когда граф Жоффруа де Шарни передал плащаницу для пока­за публике в приходе Лире, к юго-востоку от Парижа. Точных све­дений, откуда у де Шарни появилась плащаница, нет, но существует предположение, что это именно та самая тайная святыня рыцарско­го ордена тамплиеров, которые сохранили ее со времен Крестовых походов. Предки графа участвовали в походах на Византию и могли затем в течение веков быть тайными хранителями святыни.
Вскоре это местечко наводнили паломники. В честь события были изготовлены специальные медальоны.
Через три десятка лет слухи об этой реликвии достигли Ватика­на. Католические эмиссары прибыли, осмотрели полотно и без тру­да опознали в нем обычный рисунок красками на полотне, то есть подделку. Иными словами, уже с конца XIV века всерьез к плащани­це никто не относился, кроме разве что паломников.
В 1370 году епископ Анри Пуатье даже провел расследование с целью доказать, что реликвия всего лишь живописное изображение (в результате церковного расследования было установлено даже имя художника, но оно не сохранилось).
А в 1389 году французский епископ Пьер Дарси докладывал папе, что церковь наживается на покрывале, нарисованном «хитрым спо­собом».
Только в 1390 году папа римский Климент VII разрешил исполь­зовать плащаницу во время богослужений, но настоял, чтобы перед каждой демонстрацией было публично заявлено, что эта пелена не является саваном Спасителя.
Затем наследники графа подарили плащаницу герцогам Савой­ским. Через 80 лет после этого ткань частично подверглась воздей­ствию огня — в церкви, где она хранилась, приключился пожар. К счастью, полотно не очень сильно пострадало, а несколько прого­ревших дырочек были заштопаны монашками. В XVI веке владельцы переехали из Франции в Турин, и реликвия стала храниться у главно­го алтаря в королевской часовне Туринского собора.

При помощи кисти и красок

Настоящая слава к плащанице пришла в конце XIX века после изобретения фотографии. Однажды итальянец Секондо Пиа сфото­графировал плащаницу.
Вечером, работая с негативами, он неожиданно обнаружил, что держит в руках... позитив! То есть сама плаща­ница представляла собой негативное изображение. И гораздо удобнее смо­треть на него именно в «фотонегатив-ном» виде. Это пробудило вспышку интереса к плащанице, и десятки ис­следователей с энтузиазмом броси­лись на разгадку ее тайн. Главной из которых был вопрос о подлинности реликвии.
Один британский историк, пытаясь установить истину, провел соб­ственное расследование. Он вы­яснил, что существует несколько старинных изображений плащаницы. Например, гравюра живописца Ан­тонио Темпеста (1613 год). Но на его картине святыня вы­глядела совсем иначе. Письменные же источ­ники тоже подтверж­дают, что 500 лет назад полотно представляло собой яркую картину, где были четко видны кровавые раны и ба­гровые рубцы - следы пыток.
Эти показания под­тверждаются исследо­ваниями Барбары Фаччини из Университета Феррары. В 2010 году она тщательно изучи­ла отпечаток на пелене и обнаружила на теле Спасителя 372 раны от удара бичом.
Но химический анализ красновато-бу­рых пятен, проведенный в 1973 году двумя учеными - Фраше и Филограмо, - показал: гемоглобина там нет. То есть это точно не кровь. Скорее всего, красные пятна — это киноварь (сернистая ртуть), то есть красный краситель. Причем краски эти начали использовать с ХIII века, не ранее. С другой стороны, это были именно следы, то есть совсем небольшое количество. Апологеты чудес предположили, что красками средневековые художники просто подновляли изобра­жение, чтобы сделать его более видимым.
Опираясь на эти исследования, эксперты выдвинули следующую версию - плащаница могла быть частью средневекового театраль­ного реквизита. Ведь еще в X веке в религиозном обряде Пасхаль­ной недели актеры разыгрывали мистерию под названием «Кого вы ищете?». Верующие разыгрывали сценку, когда Мария и апостолы приходят к Гробу Господню и видят ангела. Он спрашивает: «Кого вы ищете?» А услышав, что ищут Христа, ангел восклицает: «Его нет здесь, он воскрес!» И в качестве доказательства демонстрирует плащаницу, на которой сохранился контур тела Спасителя.
В архивах хранятся более 400 отчетов об этих церемониях, прове­денных в разных местах Европы.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что до III века Иисуса изображали с короткими волосами и без бороды. И только позже по­ явились изображения бородатого, длинноволосого Христа. Изобра­жение на Туринской плащанице довольно точно соответствует тра­дициям искусства XIV века. И этот факт лишний раз говорит о том, что здесь мы имеем дело с работой художника.
Тем более что техника рисования, известная как «негативное изо­бражение», использовалась и в Средние века. Каждый знает, что если к монете прижать бумагу и потереть ее карандашом, то можно полу­чить «негатив» монеты. Если как «позитив» использовать барельеф (или же реальное человеческое тело), то получение такого изобра­жения существовавшими тогда средствами выглядит вполне веро­ятным. Однако изображение на Туринской плащанице не является подлинным негативом. Если бы это был настоящий негатив, то тем­ные волосы и кровь должны были выглядеть на негативе светлыми.

Еще в 1390 году папа римский Климент VII потребовал, чтобы перед каждой демонстрацией публично заявляли - плащаница не является саваном Спасителя
Еще в 1390 году папа римский Климент VII потребовал, чтобы перед каждой демонстрацией публично заявляли - плащаница не является саваном Спасителя

Вера сильнее науки

Специалистам, исследовавшим плащаницу, бросились в глаза не­ которые нелепости. Первое - на ткани нет искажений пропорций. Ведь когда покрывало лежит на теле человека, оно прилегает к по­верхности. Следовательно, если снять и разложить покрывало, при­вычные пропорции тела будут на изображении искажены. Напри­мер, отпечаток на той части, которая обволакивает лицо, будет шире лица, каким мы видим его спереди. Вторая — волосы человека, изображенного на Туринской плащанице, не спадают вниз, как это бы­вает у лежащего человека, а обрамляют лицо, как на картинах. Третья — кровь течет так, как это бывает на картинах, а не сворачивается, что было бы естественно.
В 1988 году от плащаницы были отрезаны кусочки ткани и на­правлены на радиоуглеродный анализ. Он-то и поставил в этой исто­рии последнюю точку.
«Возраст полотна — 690 лет плюс-минус 30 лет, оно было изготов­лено никак не ранее XIII века!» - таков был окончательный вердикт ученых. Услышав его, в Ватикане заявили, что они и ранее не считали плащаницу подлинной, а относились к ней как к иконе работы средневекового мастера.
Ради объективности можно вспомнить, что в дискуссии вокруг плащаницы промахи и даже подвохи допускались и раньше. На­пример, в 1989 году физик Томас Филлипс из лаборатории высоких энергий Гарвардского университета предположил, что в момент вос­кресения Христа его тело испустило мощный импульс тепловых нейтронов (а почему бы и нет — что мы знаем о физике воскресения?). При этом некоторые ядра изотопа 13С, захватывая нейтроны, могли превратиться в ядра 14С, «омолодив» таким образом ткань плащани­цы с точки зрения радиоуглеродных исследований. Хотя всем было ясно, что эта идея относится к разряду «физики шутят».

"Снятие с креста", картина Пауля Рубенса
"Снятие с креста", картина Пауля Рубенса

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ