Найти тему

Первый и единственный

По большому счету, Константин Исаевич Розенштейн был скорее очень талантливый инженер-проектировщик, чем собственно архитектор в полном понимании этого слова. Именно по этой причине, практически все его работы в сфере жилищного строительства, не исключая и самой известной - «Дома с башнями», выполнены в соавторстве. Первый и единственный раз Константин Исаевич попробовал самостоятельно реализовать «доходный проект» в 1908-м. «Попытка» была, на мой взгляд, весьма интересной…

 

После окончания Института гражданских инженеров в 1903-м Розенштейн работал архитектором завода цементных труб «Андрей Б. Эллерс» и перестраивал его производственные здания. Это обеспечивало 25 летнему начинающему инженеру весьма приличный доход, но думаю Константину Исаевичу хотелось большего, а пример коллег, «делавших имя» на строительстве доходных домов выглядел весьма заманчиво. И через пять лет «производственной практики» он попробовал себя на новом поприще...  

 

Конечно не совсем понятно каким именно образом Розенштейн получил заказ на строительство небольшого четырехэтажного доходного дома в Дровяном переулке. Скорее всего тут была некая схема «знакомств и рекомендаций» далеко не через «первые руки», но получилось как получилось. Предполагавшийся проект не был особенно дорогим, но зато дал возможность сразу показать, что именно для Константина Исаевича было в работе самым главным.

 

Фасад здания – довольно «скупой» вариант модного тогда в столице северного модерна – два непременных эркера, характерная форма окон, отделка разными «фактурными» материалами и практически полное отсутствие декора. «Внешние красоты» явно были не по части Розенштейна, а вот «внутренние площади»… В доме не предполагалось большого числа квартир – две на каждом этаже – рационально, без роскоши, хотя вполне добротно.

-2

Зато пространство парадной и черной лестниц было использовано весьма оригинально. Причем это самое пространство было еще и заметно расширено необычным «выпуклым изгибом» во двор.

-3

Таким образом просторная парадная получила «в пару» отнюдь не тесную да еще и очень светлую «черную» соседку.

-4
-5
-6

Вообще, решая вечную петербургскую проблему освещенности, Константин Исаевич использовал в данном случае просто очень большое количество стекла. Непривычно широкие окна выходили во двор и располагались точно напротив не менее широких и имевших декоративное остекление окон между лестницами. Все это создавало удивительный эффект большого и светлого объема на весьма ограниченной площади.

-7
-8
-9

Автор проекта был действительно прекрасный инженер, для которого дополнительные «декоративные возможности» большого значения не имели. Впрочем сама идея использовать подобное «размашистое» остекление определялась не только «архитектурными фантазиями»…

 

Этот участок для строительства нового доходного дома приобрел в 1907-м Афанасий Кузьмич Кузьмин. Именно он был заказчиком для Розенштейна. В то время это было вполне разумное вложение средств, а возможно и своеобразное «юбилейное» приобретение. Чрез год, аккурат к окончанию предполагавшегося строительства, Афанасию Кузьмичу исполнялось 60 лет. Впрочем, сам Кузьмин переезжать в новый дом не собирался, хотя и числился формально по этому адресу пару лет после окончания строительства. Он довольно давно жил на Гороховой улице, где располагался и его «основной бизнес». А бизнес у Афанасия Кузьмича был весьма любопытным. Числясь «серебряного цеха мастером» он владел собственной зеркальной мастерской, выросшей постепенно до «зеркальной фабрики». Вполне возможно, что именно этот «профиль» работы заказчика оказал свое влияние на особенности проекта его нового недвижимого имущества.

Учитывая возраст можно предположить, что Кузьмин рассматривал этот дом уже в качестве наследства, но прожил он долго и к 1917-му все еще числился тут единственным собственником…

 

После завершения этого проекта Константин Исаевич Розенштейн получил разрешение городской Думы на реализацию самого амбициозного проекта в своей «дореволюционной карьере» - прокладку новой улицы в продолжение Большого проспекта. Именно там были построены самые известные его здания. Правда их характерный «облик» создан уже не им, а его другом – талантливым архитектором и художником Андреем Евгеньевичем Белогрудом. Но это совсем другая история.

 

P.S. Этот дом «вспоминают» редко. И конечно не в связи с именами Розенштейна или Кузьмина, а в связи с именем наверное самого известного его жильца. Пять лет тут снимал квартиру Мстислав Валерианович Добужинский со своим семейством и вполне вероятно, что именно здесь он создавал заметную часть своих знаменитых петербургских городских пейзажей.