Найти тему
ДмД Бронетехника

Почему Россия и Запад отказались от тяжёлых танков?

Оглавление

В годы Второй Мировой войны отчётливо прослеживалось деление танков на лёгкие, средние и тяжёлые. Страны имели разные критерии этих классов, но принципиальная классификация была одинаковой. Каждый из этих типов танков обладал определённым набором характеристик и был предназначен для выполнения определённых целей. В послевоенное время такое деление танков сохранялось еще несколько десятков лет, пока в 60-х все страны мира не отказались от тяжёлых танков, оставив в армиях только средние, которые с повышением характеристик были названы ОБТ (основной боевой танк) по аналогии с английским термином MBT (main battle tank).

Средний Т-34 и тяжёлый "Тигр"
Средний Т-34 и тяжёлый "Тигр"

Как же так произошло, что перспективные наработки Британии, США и СССР по тяжёлым танкам были отправлены в архив? Что привело к изменению общемирового восприятия бронетанковой техники? И почему сейчас возвращается время тяжёлых танков? На все эти вопросы мы постараемся ответить в этой статье.

Классификация

Первым делом, чтобы понять, почему ведущие страны отказались от идеи тяжёлых танков нужно понять, что такое тяжёлый танк.

ИС-3 на Параде в Берлине
ИС-3 на Параде в Берлине

Кажется очевидным, что тяжёлым называют танк с наибольшей защищённостью, однако немецкие конструкторы бы поспорили с вами. Они называли танк Pz. V Panter средним, основываясь на своей классификации, в которой "тяжесть" танка определялась мощностью основного орудия. В советской же школе танкостроения "Пантеру" принято считать тяжёлым танком, так как её бронирование соответствовало "Тигру" и советскому ИС-1/2.

Тяжёлый по массе, средний по броне и лёгкий по вооружению Черчилль, англичане называли это - пехотный танк
Тяжёлый по массе, средний по броне и лёгкий по вооружению Черчилль, англичане называли это - пехотный танк

В Британии же и вовсе не разделяли танки "по весу", а исходили в первую очередь из скоростных характеристик, так Churchill был пехотным (то есть способный двигаться со скоростью пехоты), а Crusader - крейсерским (то есть лёгким, способным к прорыву в тыл противника). В тоже время Valentine тоже считался пехотным, хотя имел значительно худшее бронирование и менее мощное орудие.

В общем перед тем, как появилось понятие ОБТ, классификация бронетехники разных стран сильно отличалась друг от друга. Деление танков на классы было обусловлено доктриной применения конкретной страны. Однако время шло и все страны приходили к планомерному изменению этой доктрины в одном и том же направлении.

Причина первая: неуязвимость не возможна

В мирные послевоенные годы, КБ могли вдоволь наэксперементироваться с различными конструкциями танков. В этом помогал и опыт недавней войны, и разработки захваченные у немцев, и решения подсмотренные у конкурентов. А нарастающая напряжённость в мире, определила щедрое финансирование всех проектов.

Последние разработки тяжёлых танков у трёх основных танкостроительных держав (США, Англии и СССР) - это монструозные гиганты, масса которых обусловлена желанием создать неуязвимую для вражеских средств борьбы с бронетехникой машину.

Советский Т-10 (ИС-8) облегчённая и упрощённая версия монстра ИС-7, мощное бронирование с "неимоверно рациональными" углами наклона, крупный калибр орудия, медлительность и огромное потребление топлива.

Если приглядеться в американской машине 60-х можно разглядеть черты будущего "Абрамса"
Если приглядеться в американской машине 60-х можно разглядеть черты будущего "Абрамса"

Американский M103 ещё больше и тяжелее, ещё медлительнее и прожорливее.

В английском Conqueror полно архаизмов... и стали
В английском Conqueror полно архаизмов... и стали

Английский Conqueror непомерно тяжёлый, медлительный, а ко всему прочему ещё и ненадёжный.

Но самая главная проблема этих машин, не вес и не низкие динамические характеристики. Основная проблема последних тяжёлых танков - уязвимость.

Испытания всех этих серийных машин показали, что их броня не ультимативна, она не способна гарантировать безопасность даже при попадании в лобовую проекцию, не говоря уже о бортах и корме.

Германия стала первой страной "отказавшейся" от тяжёлых танков. Безумие сумрачного тевтонского гения смогла остановить лишь оккупация Союзников
Германия стала первой страной "отказавшейся" от тяжёлых танков. Безумие сумрачного тевтонского гения смогла остановить лишь оккупация Союзников

Благодаря новым снарядам (подкалиберам и кумулятивам) а также ракетам, средние танки и пехота получают возможность поражать тяжёлые танки на дистанции 2 км в любую проекцию.

И именно осознание невозможности и далее повышать защищённость с увеличением массы стало первым ударом по концепции тяжёлого танка.

Причина вторая: деньги

Не смотря на то, что характеристики тяжёлых танков не столь сильно отличались от средних, на одни и те же деньги можно было построить вдвое, а то и втрое больше средних танков. А на момент конца 50-х прошлого века - это очень важный показатель. Холодная война и тревога по поводу предстоящего конфликта вынуждала страны тратить огромные средства на собственные вооружённые силы и поддержание марионеточных государств.

Учения "Запад-81" показали армаду Советской Армии, было ли такое возможно с тяжёлыми танками - дискуссионный вопрос
Учения "Запад-81" показали армаду Советской Армии, было ли такое возможно с тяжёлыми танками - дискуссионный вопрос

Генералы и той и другой стороны осознавали, что в случае масштабного конфликта театром боевых действий станет весь мир. И 185 шт. Conqueror, 300 шт. M103 и даже тысячи Т-10 не смогут внести весомый вклад. Масштабируя опыт Второй Мировой на действительно всемирный конфликт с применением ЯО, страны осознали, что армиям нужен дешёвый массовый танк, которыми в своё время стали Т-34 и M4 Sherman.

Как много танков может произвести РФ?
ДмД Бронетехника 17 августа 2022

Причина третья: смена классификации

Эта причина напрямую связанна из изменением военных доктрин. Более-менее в одно время все страны предполагаемого будущего конфликта пришли к понимаю, что армии требуется один универсальный танк, который бы совмещал в себе подвижность среднего, мощность вооружения тяжёлого и максимальную при этих характеристиках защищённость.

Схема бронирования первого советского ОБТ - танка Т-64
Схема бронирования первого советского ОБТ - танка Т-64

Говоря условно тяжёлые танки не перестали существовать, а преобразились в новый универсальный тип. Chiften, а после и Challenger Т-64, а за ним Т-72 и Т-80, Leopard 1, а потом и 2, Abrams - все эти машины максимально различны по своим характеристикам, но все причислены к классу ОБТ, потому как воплощают собой представление стран производителей об основном танке.

Т-64 лучший советский танк?
ДмД Бронетехника 22 августа 2022

Время тяжёлых танков возвращается

Конечно, можно скептично относится к столь громкому заявлению, но взглянув на перспективные или уже реализованные проекты современных ОБТ, мы увидим закономерное повышение массы и защищённости машин.

Переболев страх новой мировой войны, военное руководство стран смогло трезво взглянуть на опыт применения танков на поле боя. А этот опыт показал, что танки в основном применяются в локальных конфликтах, а главным их противником служит не ОБТ, а ПТРК. Отсюда появление всё более тяжёлых модификаций Abrams и Leopard и разработка Т-14 "Армата".

"Армату" определённо можно назвать "тяжёлым" танком, в сравнении с другими ОБТ РФ так точно
"Армату" определённо можно назвать "тяжёлым" танком, в сравнении с другими ОБТ РФ так точно

Когда танковые заводы остановились (как в Америке и Британии), а те что остались выпускают не более нескольких сотен танков в год (как в Германии и России), стало очевидно, что каждый оставшийся на ходу танк - ценность. И его модификация с увеличением защищённости, хоть и обходится бюджету в цену зачастую превышающую первоначальную стоимость, тем не менее является необходимой для сохранения танковых армий в боеспособном состоянии.

Почему "Армату" не применяют в СВО?
ДмД Бронетехника 15 августа 2022

Опыт СВО

Конфликт происходящий на территории Украины является крупнейшим со времён Войны во Вьетнаме, однако и он всё ещё остаётся локальным. И черпая информацию из опыта применения бронетехники ВСУ и ВС РФ, страны приходят к выводу о необходимости нового деления танков на классы.

Установленные в начале СВО на танках козырьки видимо не оказали должного эффекта, теперь таких машин всё меньше
Установленные в начале СВО на танках козырьки видимо не оказали должного эффекта, теперь таких машин всё меньше

Необходимым кажется лёгкий танк для поддержки пехоты и городских боёв (использование БМП в такой роли просто преступно, но оно происходит). Не менее важным оказывается применение тяжёлобронированных машин, ведь старые модификации Т-64 и Т-72 без современной ДЗ несут значительно большие потери. Успешный опыт применения БПЛА подталкивает к разработке наземных роботизированных машин.

В целом, появляется новая классификация танков, в которой тяжёлым машинам будет отведена своя роль.

Новый лёгкий танк России Т-62-57
ДмД Бронетехника 18 августа 2022

Итог:

Тяжёлые танки были забыты в ходе гонки вооружений, как непомерно дорогой и не нужный в случае ядерной войны рудимент прошлого. Однако в современности, где страны будто сговорились не воевать "на полную", вероятность такого конфликта близится к 0, зато количество локальных столкновений с каждым годом только повышается.

Кто знает, может быть тяжёлые танки будущего будут выглядеть так
Кто знает, может быть тяжёлые танки будущего будут выглядеть так

А это даёт зелёный свет и лёгким танкам и тяжёлым. Конечно, скорее всего все новые танки будут построены на унифицированных платформах или будут использовать старые, однако уже сегодня можно заметить спецификацию разной техники схожую с классификацией танков времён ВМВ.