Найти в Дзене

Халифат Ч.5. Правление Аббасидов

Оглавление

Халифат Аббасидов существовал с 750 года до 1258 года, когда монголы разрушили Багдад

В предыдущей статье было описано, каким образом Аббасиды пришли к власти. С их правлением Халифат очень сильно изменился. У руля власти перестали находиться только арабы, в элиту Халифата стали входить люди иранского и тюркского происхождения. Наместники и местные правители получили больше полномочий. Халифат стал общемусульманским государством. Халиф перестал считаться предводителем арабской армии, он стал просто правителем, и духовным авторитетом для мусульман. Столица была перенесена из Дамаска в Багдад - на тот момент новый город в Месопотамии на реке Тигр. В внутреннем управлении Халифатом Аббасиды стали применять методы Сасанидской державы.

Причина вышеуказанных изменений в социальной опоре Аббасидской революции. Опорой были персы-шииты Хорасана, от которых многое зависело. Они и снабжали армию, и были её ядром, само выступление Аббасидов началось в Хорасане. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в дальнейшем Аббасиды опирались на персов, на их культуру и обычаи.

Аббасидский флаг
Аббасидский флаг

Распад единого государства

Центробежные процессы начавшиеся ещё при последних Омейядах получили логическое завершение во время правления Аббасидов.

В первую очередь сепаратизм взял вверх в западной части Халифата - в Испании и Магрибе. В Испании власть была захвачена одним из уцелевших Омейядов - Абд ар-Рахманом в 756 г.. В Магрибе власть центра была очень шаткой после берберского восстания, чем воспользовались роды Идрисидов и Аглабидов , основавшие свои государства на территориях нынешних Марокко, Алжира и Туниса к концу VIII века. В Африке у Аббасидов остался только Египет.

Во 2-й половине IX века начался второй этап распада Халифата. На этот раз было потеряно множество окраинных территорий в восточной части государтсва. Возвысившиеся иранские роды основали собственные династии и государства. Появились государтсва Саманидов и Алавидов в Иране, стал независимым Кавказ, Армения, род Тулунидов захватил Египет и Левант, в восточной части Аравии возникло государство Карматов, которые были приверженцами одной из ветвей шиизма - исмаилизма.

Положение к концу IX века
Положение к концу IX века

При всех сепаратистских тенденциях, правители новых государств объявляли себя лишь эмирами определенных областей, номинально они признавали верховенство багдадских (аббасидских) халифов, в первую очередь как главного духовного авторитета Ислама.

В X веке процесс распада завершился, на этот раз Аббасиды смогли сохранить лишь Багдад с областями по соседству. Северная часть Месопотамии и Сирия оказались во власти династии Хамданидов. Династия Буидов захватила остатки Ирана. Аббасиды перестали быть единственными халифами, претензии на халифат выдвинули Омейяды Кордовы и исмаилитская династия Фатимидов, которая захватила всю северную Африку, Египет и Сирию.

Конец X века
Конец X века

Почему Аббасиды не предотвратили распад ?

Уже было упомянуто о сепаратистах на национальных окраинах. Также распаду способствовало усиление самостоятельности наместников, которые не желали будучи сильными зависеть от центральной власти.

Аббасиды не имели опоры среди арабского населения, поскольку опирались прежде всего на иранцев.

Стоит отметить, что с IX века халифы стали терять свою политическую власть. Ради своей безопасности они сформировали гвардию - корпус воинов-гулямов, набираемый преимущественно из тюрков из Средней Азии. Халифы начали опираться на силу гвардии. Однако со временем предводители гвардии сами стали фактическими правителями, и сделали власть и политическую волю халифа второстепенным фактором.

Золотой век Ислама

В эпоху правления Аббасидов имел место Золотой век Ислама. Так называют культурный и научный подъем в странах мусульманского века в течение Средневековья. Мусульманская культура, наука и искусство процветали на всём мусульманском пространстве от Испании и Магриба до Средней Азии и Китая.

Испания была центром образования, в университетах Аль-Андалуса учились не только мусульмане, но и христиане со всей Европы. Мусульманские ученые сделали огромный вклад в математику, астрономию, медицину и философию. Мировую известность имеют такие деятели исламской культуры как врач Авицена, математик аль-Хорезми, писатель Омар Хайям.

-4

Культурному подъёму способствовало установление арабского языка как универсального во всём мусульманском мире. Распад единого государства заставил местных ученых опираться на наследие предыдущих цивилизаций. Так, в Иране и Хорасане опорой стало сасанидское наследие, в Испании и Северной Африке на римское, в Сирии и Египте на византийское. Множество письменных материалов с греческого, латыни и персидского были переведены на арабский язык.