Найти тему

Что ждет страховую отрасль в России в ближайшие пару лет

Оглавление

Страховой рынок в прошлом году показывал максимальный результат по числу купленных полисов, но в текущем году спрос на услуги страховщиков сокращается. Это показывает аналитика Национального рейтингового агентства. Узнаем, что ожидает страховую отрасль России в ближайшие пару лет.

Прошлогодние результаты — интерес к КАСКО и имущественному страхованию

По информации Национального рейтингового агентства, в минувшем году общий размер страховых премий достиг 1,8 триллиона рублей — на 17,5 % больше, чем в 2020-м. Причем интерес граждане проявляли практически ко всем видам страхования, но особенно — к добровольному автострахованию КАСКО и защите личного имущества. Это объясняется увеличением предложений по автокредитам и ипотеке, снижением ставок по ним.

Наибольший прирост в денежном эквиваленте оказался у программ (в млрд рублей):

  • страхования жизни — 83,8;
  • ДМС — 24;
  • КАСКО — 11,3;
  • защиты от несчастных случаев — 7,7.

Что касается выплат по страховкам, большая часть из них шла по таким категориям, как летальный исход, утрата трудоспособности, помощь по ДМС.

Изменение тарифов ОСАГО

С начала 2022 года вступили в силу изменения тарифов обязательного автострахования. Согласно предписанию Банка России, по ОСАГО базовая ставка для владельцев авто — физлиц была расширена на 10 %. Это дало возможность страховщикам делать индивидуальный расчет тарифов, к примеру, снижать стоимость страхового полиса автогражданки.

Помимо этого, изменились и правила использования коэффициентов бонус-малус (КБМ), возраст/стаж (КВС), что тоже сказалось на стоимости полиса. Так, аккуратные и опытные владельцы авто теперь платят за страховку меньше, а начинающие и рисковые — больше. Ключевой момент ценообразования в автогражданке теперь — безаварийный водительский стаж.

Прогнозы на вторую половину текущего года

Уже в первые месяцы года прогнозы аналитиков о снижении интереса к страхованию начали оправдываться. Спрос на услуги страховщиков снизился из-за экономической и геополитической неопределенности. Сказалось и уменьшение выгодных предложений по розничному кредитованию в разных сферах.

Также резкое снижение идет в сфере страхования, связанной с международной торговлей. Это защита воздушных судов, экспортных грузов, торговых кредитов и т. п. Стабильным остается страхование сельскохозяйственных рисков с господдержкой.

По мнению аналитиков, стабильность во второй половине 2022 года сохранится в сегментах добровольного медстрахования, КАСКО и ОСАГО, а выплаты в среднем здесь могут даже слегка вырасти.

Как будет развиваться страховая отрасль в новых условиях

Рынок постепенно адаптируется, разрабатываются новые продукты, программы страхования тоже меняются. Частично продажи имущественных полисов выравниваются за счет льготной ипотеки. Так что явного падения страховой отрасли к концу года аналитики не ожидают.

Что касается дальнейшего развития сферы страхования, заметно, что она постепенно переориентируется в цифровой формат. Все больше продуктов и услуг переходит в онлайн, а страховые компании организуют удобные дистанционные сервисы.

Благодаря современным технологиям можно формировать страховые программы так, чтобы обслуживание клиентов проводилось в любое удобное для них время без посещения офисов и звонков по телефону. Для удобства страхуемых страховщики внедряют новые варианты онлайн-общения, позволяющие сократить время и действия по заполнению анкет с персональными данными, используют голосовых помощников, соцсети и даже программы искусственного интеллекта. Чем быстрее компания реагирует на обращение, тем больше шансов получить нового лояльного клиента.

Разработка новых продуктов

Запросы клиентов изменились — большинство хочет получить качественную услугу, совершая минимальное число действий. Это учитывают и страховщики, разрабатывая новые программы. Например, все более популярным становится такое направление, как телемедицина.

По статистике, 10 процентов из заинтересовавшихся ДМС выбирают этот формат страхования, чтобы пользоваться возможностями онлайн-приемов и регулярных лабораторных обследований. А оформить полис можно, не выходя из дома. По прогнозам аналитиков, если возможности телемедицины будут закреплены законодательно, что планируется сделать в этом году, объем рынка увеличится сразу на 40 процентов.

Преимущества здесь не только в скорости оформления полиса, но и в его сравнительно низкой стоимости и доступности медицинской помощи. А для здорового человека онлайн-консультаций врача с периодическими обследованиями вполне достаточно.

Другие новые продукты в страховой сфере также создают, чтобы облегчить жизнь клиента. К примеру, ранее при корпоративном страховании специалистам отдела кадров предприятия приходилось каждый квартал делать запрос отчетов:

  • о выплатах;
  • о заболеваемости сотрудников;
  • об эффективности выбранной программы ДМС.

Теперь HR-менеджер может все это увидеть со своего компьютера или даже смартфона в режиме реального времени на сайте страховщика либо воспользовавшись мобильным приложением.

Инновационный подход в работе с клиентами

Цифровые отношения в сфере страхования хорошо продвигаются в формате оформления полисов ОСАГО и КАСКО. Так, в минувшем году количество случаев урегулирования убытков через мобильные приложения страховщиков значительно выросло: по автогражданке — в 29 раз, по добровольному автострахованию — в 5 раз.

Однако если получение полиса КАСКО либо ОСАГО перевести в цифровой формат нетрудно, то с иными программами сложнее. Например, цифровые услуги для крупного корпоративного страхования еще только развиваются. Но тенденция к дигитализации четко видна. Например, по результатам исследования аудиторской компании Deloitte, сейчас во главе многих предприятий встают миллениалы, 67 процентов из них требуют получения большинства возможных услуг онлайн, в том числе страхования. Кроме того, они готовы переплачивать 10—20 % за мгновенное оформление полиса дистанционно.

По мнению аналитиков и IT-специалистов, чтобы улучшить взаимодействие с клиентами в страховой сфере, необходимо:

  • расширять возможности онлайн-заключения соглашений;
  • переводить в цифровой режим оплату полисов и урегулирование убытков;
  • рутинные процессы, например отчетность, по максимуму роботизировать;
  • валидировать клиентскую базу;
  • внедрять аналитические CRM;
  • оптимизировать продажу страховых продуктов.

Ускорить и упростить страховую процедуру онлайн помогают чат-боты и голосовые помощники. Современные технологии таковы, что покупатель даже не всегда понимает, что ведет общение с роботом. И программы продолжают совершенствоваться.

Но делать акцент только на цифровом обслуживании неразумно. Решением сложных вопросов, к примеру, страхования жизни, управления капиталом, должны заниматься опытные агенты и брокеры. Однако новые технологии помогут расширить их возможности — ускорят создание клиентской базы, упростят взаимодействие с перестраховщиками, посредническими организациями, регуляторами и т. п.

Страхование и искусственный интеллект

Применение программ искусственного интеллекта (ИИ) возможно и в страховой отрасли. К примеру, многие западные компании используют такие возможности, чтобы:

  • оптимизировать оценивание рисков;
  • выявить мошенников и андеррайтинг;
  • обеспечить максимально быстрый доступ к клиентской базе и информации о продуктах;
  • сделать отчетность более точной.

По подсчетам международной консалтинговой компании McKinsey, к 2030-му внедрение искусственного интеллекта в сфере страхования приведет к повышению производительности и сокращению операционных издержек минимум на 40 %.

Технологии ИИ дают возможность эффективнее рассчитать цену страхового полиса для каждого покупателя с учетом его требований и вероятных рисков, а также уберегают от ошибок и предубеждений, от которых не застрахован «живой» специалист.

Конкурентоспособность на рынке страховых услуг в ближайшие годы будет зависеть от внедрения высокотехнологичных проектов, которые позволят быстро презентовать новые продукты и повысят комфортность клиентского сервиса. Страхование — отрасль традиционно медленная на новинки, но это позволяет позаимствовать идеи в смежных сферах, где дигитализация идет быстрее: ритейле, телекоммуникациях, оказании банковских услуг. И даже предложить новый продукт для бизнеса, важный при переводе многих процессов в онлайн-среду, — страховку от кибератак.

#страхование