1 сентября начинается учебный год не только в средней, но и в высшей школе. Новоиспечённые студенты будут осваивать знания, которые, скорее всего, станут основой будущей профессии. Не всё было гладко во время приёмной кампании, и некоторые поступили в итоге куда смогли, а не куда хотели. У других всё вроде бы сложилось, но в процессе учёбы может оказаться, что хотели они совсем другого. Это сейчас большая проблема – осознанный выбор. Решение зачастую принимается спонтанно.
Здравствуйте!
Идеальная ситуация: ребёнок с детства интересуется конкретным делом.
Например, всё время лечит кукол, разглядывает в энциклопедии схему кровеносных сосудов, с радостью зубрит химию и биологию, не боится открытых ран и врачебных манипуляций. В этом случае всё понятно. Долг родителей: поддержать и подготовить к поступлению в медицинский.
Или ребёнок с детства лидирует на выступлениях, не боится сцены, поёт, танцует, читает пьесы по ролям и пропадает в театральной студии. Здесь тоже ясно. Долг родителей: вразумить с наименьшими потерями. Шутка.
Но такое постоянство встречается редко. Обычно дети, пока не закончат школу, успевают примерить на себя несколько профессий. Заснул юристом – проснулся эквилибристом. Некоторые к старшим классам не могут определиться.
Раньше был такой компонент школьного образования – профориентация.
Профориентация — это система мер, направленных на помощь в выборе профессии
На практике это обычно выглядело так: восьмиклассников настойчиво приглашали поступать в профтехучилища. Или в техникумы. Но лучше в профтехучилища.
Я застала время, когда в школе реализовывали УПК – учебно-производственный комплекс. Один день в неделю мы ходили не в школу, а на какое-нибудь предприятие. Реальную пользу получили будущие медики – они проводили время в областной больнице в качестве младшего медперсонала. И разрешали им не только утки носить, но и на серьёзные мероприятия поглядывать. Никого медицинская реальность не напугала, всё впрок пошло.
Давно нет ни УПК, ни даже профтехучилищ. Как сейчас выбирать? Школьники выбирают не профессию, а научное направление. Гуманитарное, техническое, естественнонаучное. А уже потом разбираются.
А разобраться непросто. Это хорошо, когда у ребёнка и родителей познавательный интерес в одну сторону направлен. А если, например, родители гуманитарии, а ребёнок технарь? Здесь даже не сориентируешь, куда податься. Только и можно сказать: Учись хорошо.
Но здесь хотя бы ребёнок к себе прислушался. Чаще бывает так, что родители делают выбор. И начинают двигать чадо в нужном направлении. Помните – все были юристы и экономисты? Теперь в моде айтишники. А некоторые родители спят и видят детей стоматологами. Ручки в денежках, в случае чего – всю семью вылечит с большими скидками.
И знаете – дети-то часто соглашаются. Не потому, что родители сатрапы, а потому что нет у старшеклассника своих желаний. Не сформировались.
Мне кажется, профориентация необходима. Должен быть человек, с которым можно посоветоваться. Профессиональный человек.
Вспомнила! В девятом классе было у детей подобное мероприятие. Скорее весело, чем полезно:
Была у вас профориентация? А у детей? Польза есть?
Желаю всем найти свой путь и не сворачивать!
#прожизнь ямадама #прожизньямадама