Несколько дней назад вышел долгожданный отчет МАК по авиационному происшествию с самолетом Airbus A321 АК "Уральские авиалинии" в Жуковском. Ранее мы уже говорили об этом происшествии:
По большому счету, ничего нового там не появилось. Все заинтересованные и так примерно представляли, что там было. Ну да, в отчете есть результаты исследований, появился подробный разбор аварийного полета и анализ причин, приведших именно к такому результату, озвучены выводы и рекомендации. Но принципиально нового там нет ничего, поэтому...
Поэтому давайте поговорим о людях. И не о пилотах того рейса, с ними как раз все ясно. А о тех, кто с нетерпением ждал (или совсем не ждал) выхода этого отчета, чтобы подтвердить свою и без того единственно правильную теорию. Я предлагаю разделить этих людей на категории, давайте условно назовем их:
1. "Пассажиры",
2. "Прокуроры",
3. "Политиканы",
4. "Зануды".
Теперь подробнее.
1. Кто такие "пассажиры" в нашей классификации?
Это самые обычные люди, не имеющие отношения к авиации. От сантехника и до топ-менеджера. Эти люди оценивают результат:
- Двигатели отказали? Самолет сел в поле? Все пассажиры живы? Пилоты - герои!
Всё! Им дела нет до соблюдения каких-то там процедур экипажем и обсуждения тонкостей из непонятных (да еще и англоязычных) документов. Им дела нет до того, что при иных действиях пилотов мог быть иной результат - от возврата в аэропорт до гибели людей. Есть свершившийся факт и они его оценивают. И, скажите мне, в чем эти люди неправы? Да не должны они читать FCOM и FCTM Airbus A320, общим объемом в несколько тысяч страниц. Не должны они моделировать различные варианты на тренажерах. Нет у них на это ни времени ни желания. Да и не нужно этого.
Я знаете как работу врачей оцениваю? Выздоровел я или нет. Все. А то, что болел я ангиной, а лечили меня от поноса мне неважно. Лечение подействовало? Я здоров? Точка. Врачи - молодцы. Хотя да, я мог бы, наверное, проштудировать десяток томов литературы, а потом открыть свою медицинскую карту и:
- Аааа, шельмецы, попались! Не от того вы меня лечили! Это просто везение, что я от вашего лечения не помер!
Так что я такой же "пассажир" в некоторых областях. Это нормально и не стыдно. И только законченный идиот может упрекать этих людей в том, что они дают оценки, не разбираясь в предмете. Так вот - изменил ли для что-нибудь для "пассажиров" выход отчета? Не думаю. Да они и читать его не будут...
2. "Прокуроры".
Ох уж эти прокуроры... В основном, по моим наблюдениям, это или бывшие пилоты, еще советской закалки, или люди, авиацией интересующиеся, но, по тем или иным причинам, в ней не работающие. И знаете, что объединяет всех этих людей? Зависть. Зависть к летающим, как это ни печально... Отсюда - изначальный негатив в сторону экипажа. А еще эти люди готовы тратить свое время на изучение всех нюансов, более того, они делают это с удовольствием, им это интересно. И они найдут все, даже самые мельчайшие, ошибки пилотов. МАК пропустит, а они - найдут. Соответственно, у них пилоты всегда виноваты. Ошибки были? Были. Значит - виновны, значит - гнать из авиации! Возражения не принимаются. Аргументов два - "а вот в наше время" и "да это просто невозможно"!
Экипаж не убрал шасси после отрыва от ВПП. Почему? Неважно!
- А вот в наше время драли так, что никто бы не забыл убрать шасси при отказе двигателя!
- Да-да! Для нормального пилота забыть про шасси это просто невозможно!
И хором:
- Виновны! Гнаааать!
А еще товарищей "прокуроров" корежит от факта награждения экипажа. Как так, они столько ошибок наворотили, а их - наградили? Они же... Да только чудо всех спасло! И самолет немножко. Непорядок! Награды - отобрать! Срочно!
Попытки "пассажиров" спорить с ними разбиваются о всего лишь одно слово:
- Повезло! Просто повезло! Они все делали неправильно, негодяи, но дуракам везет!
И как вы думаете, нужен им отчет? Да не особенно, они и сами ТАКОГО накопали, что МАКу и не снилось. Но отчет они разберут на молекулы и надергают на цитаты. Вырванные из контекста, но подтверждающие вину пилотов. А вот факты их оправдывающие "прокуроры" искренне не заметят.
- Не может там такого быть, фу...
3. "Политиканы".
С этими господами все ясно - у них виноваты власти! В чем конкретно? Да вы что? Во всем конечно! Ну смотрите сами:
- Откуда взялись чайки? Со свалки! А кто ее организовал? Вот то-то и оно!
- Экипаж ошибки совершал? Да! Но экипаж себе не враг, виновата недоученность. А кто систему подготовки развалил? Вот то-то и оно!
- А вот на Ту-154 движки бы перемололи этих чаек и не подавились! А был какой-то Аеробас... Где отечественные самолеты? Кто виноват, что их нет? Вот то-то и оно!
- Да и вообще! В Сибирской деревне у людей туалет на улице! Представляете? В 21 веке! Кто допустил? Вот то-то и оно!
Вот этим отчет точно не нужен.
- Да еще и такой! Вот на что идут деньги государственные, вместо того, чтобы... А кто виноват, что у нас даже отчет нормальный написать не могут? Вот то-то и оно!
4. "Зануды".
Вот им совершенно все равно наградили экипаж или наказали. Зато они, как и прокуроры, дотошно разбирают все действия пилотов и нюансы документов. Вот только цели у них с прокурорами разные. "Зануды" ищут не столько сами по себе ошибки, сколько их причины и влияние, оказанное ими на полет. Возьмем тот же факт - экипаж не убрал шасси после отрыва от ВПП.
- А почему? Что помешало? А как же взаимодействие экипажа, CRM? Что не сработало? А что нужно, чтобы такого не повторилось? Или ввести дополнительное действие при отказе двигаиеля - "проверь шасси"?
- А как вообще неубранное шасси сказалось на результате? Оказывается - положительно! Убери они его, пришлось бы сесть чуть дальше, но там не было такой чудесной кукурузы...
- А если бы взлетали не из Жуковского? А вот тогда было бы плохо. Окрестности прочих московских аэропортов таких полей не имеют... Из того же Шереметьево, нужно аж в Дмитров лететь к ближайшей кукурузе. Тут обязательно нужно было бы убрать!
Видите разницу с "прокурорами"? "Зануды" не отрицают того факта, что экипаж совершал ошибки. Они лишь пытаются рассматривать их объективно. Искать в них как минусы, так и... плюсы.
- Да самолет спас! И просто повезло!
- Да, безусловно, самолет отработал на 5 баллов. Система защиты от сваливания отработала прекрасно. Да, в том числе в чем-то и повезло. Этого никто не отрицает. В то же время другой экипаж, мог наворотить такого, что...
- Но этих наградили незаслуженно!
- А вот это, извините, мы обсуждать не будем. К авиации это отношения не имеет.
К чему я это? Да просто к тому, что давайте при обсуждении любых авиапроишествий будем или "пассажирами" или "занудами". А вот вторая и третья категории - они противны, честно.
P. S. На сайте МАК отчет пока не выложен.
P. P. S. Не знаю, стоит ли разбирать этот отчет отдельной статьей?