В Ленина стреляла отравленной пулей эсерка Фанни Каплан. По заданию врагов советской власти. Вождь был тяжело ранен, выжил, но последствия ранения сказались на его здоровье и привели к ранней кончине.
Примерно так рассказывали о самом известном, но далеко не единственном, покушении на вождя мирового пролетариата.
Все началось еще утром 30 августа 1918 года. Первые тревожные новости пришли из Петрограда. Там некий эсер застрелил руководителя Петроградской ЧК Моисея Урицкого.
Тогда о безопасности политики особо не задумывались, а потому заранее спланированное выступление Ленина на заводе Михельсона в Москве никто не отменил.
Вождь выступил как обычно – один, без охраны, перед огромным скоплением людей. Когда митинг завершился, и Ленин шел к своему автомобилю, перед ним выросла женщина, которая произвела три выстрела. Одна пуля попала в шею, вторая задела руку. Третья ранила рядом стоящую женщину.
Фанни Каплан пыталась бежать с места происшествия, но вскоре ее заметил на трамвайной остановке рабочий Иванов с того самого завода Михельсона. Он и привел ее в ЧК.
Советские художники, представители официального соцреализма, не могли пройти мимо такого сюжета. Каноническую версию покушения на Владимира Ильича изобразили красками на холстах сразу несколько живописцев.
Самый известный из них – Народный художник СССР, четырехкратный лауреат Сталинской премии, Александр Михайлович Герасимов (1881-1963). Его полотно называется ни много, ни мало – «Выстрел в народ».
Очень колоритной у Герасимова получилась Фанни Каплан. Она просто в ужасе от того, что совершила.
Из машины с наганом выскакивает личный шофер Ленина Степан Гиль. На землю упала женщина, которая получила одну из пуль, предназначавшуюся Ленину. А рабочий с огромными руками, это возможно тот самый Иванов, который схватит террористку.
А вот еще одна известная картина на канонический сюжет. Ее написал Народный художник РСФСР Петр Петрович Белоусов (1912-1989). Здесь подлая убийца уже сбежала, на нее, возможно, указывает один из рабочих. Снова на картине шофер Ленина.
И забавно выглядит упавшая кепка вождя, словно выставлена для милостыни.
Полотна Герасимова и Белоусова академичные. Но есть картины и попроще, едва ли не в стиле народного примитивизма. Ученик Репина художник Владимир Николаевич Пчёлин (1869-1941) тоже писал строгие реалистические картины, но вот его трактовка известного сюжета скорее походит на лубок:
Вроде все те же – и похожая на ведьму Фанни Каплан, и Степан Гиль с наганом, но всё портят трусливые свидетели. Если на картинах более позднего времени нам показывают героических рабочих завода Михельсона, то здесь реакция людей более правдоподобная – все в ужасе разбегаются.
Да и сам Ленин не картинно принимает пулю, а больше похож на раненого, беспомощного человека.
А вот еще одна из ранних версий сюжета. Не полноценная картина, а акварельный набросок на бумаге от ученика Коровина художника Дмитрия Александровича Топоркова (1885-1936):
Здесь запечатлен момент до выстрела. Снова похожая на ведьму Каплан и удивленные Ленин, Гиль и рабочие.
Примерно в те же годы свою версию, представил художник Борис Николаевич Дейкин (1890-1945). К сожалению, его картина пролежала в запасниках, и сегодня требует тщательной реставрации. Зато Фанни Каплан на заднем плане больше похожа на супергероев из современных блокбастеров.
Еще одна ранняя версия от художника Михаила Георгиевича Соколова (1875-1953):
У картины не все в порядке с логикой. Фанни Каплан не только успела сделать три выстрела, но и уже достаточно далеко убежать, а Ленин все еще стоит, разве, что портфель выронил.
Мы показали далеко не все советские картины про покушение на Ленина. В заключение представим самую странную, самую хулиганскую версию от севастопольского художника Виктора Карповича Коваленко (1930 г.р.):
Тут покушение на вождя художник превратил в настоящий вестерн. Кажется, что шофер Гиль ведет перестрелку с незримым противником и прикрывается телом Ленина. Трудно сказать, какая задумка была у художника, но больше похоже на издёвку.
Ну что, какая из картин больше всего понравилась?