А ведь начинал-то я постить именно про музыку... а вон оно как повернулось... Грущу... Но возвращаться к истокам иногда надо.
В 60е и начале 70х, пока к нам не начали просачиваться потоком западные треки - песенный жанр в СССР именовался "эстрада". Понятно, откуда ноги росли: путь артиста пролегал чаще всего через маленькие сцены в летних парках, которые так и назывались - эстрада. И вот в те годы для того, чтобы на неё попасть в качестве артиста, которому платят - надо было уметь петь. Не просто попадать в ноты, а реально петь. Вы сейчас скажете, что не все артисты, имена которых мы помним и любим с той поры, имели именно певческое образование - и будете правы. Утёсов изначально циркач и скрипач, Кристалинская - инженер... Но! Они пели душой, и публика любила их за это... А уж Магомаев вообще был "без всякого сомнения". И даже Пугачёва изначально воспринималась именно как эстрадная певица...
То, что к нам просачивалось из-за рубежа (а к нам на Урал просачивалось удивительно мало, если только Вы не фарцевали дисками), чаще всего проходило под названием: "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады". И тоже не воспринималось иначе, хотя разница в жанрах уже тогда читалась конкретно... - ну какая, нафиг, "Битлз" - эстрада?! И какие, нафиг, наши ВИА... молчу, молчу... "Цветы" любил и почитал. Потом, естественно, "Машину" и "Воскресенье"...
Возможно, в столицах и раньше сменилось понятие, но у нас, по ощущению, где-то в 80х, когда и до нас стали доходить прошедшие через пару сотен рук журналы, где раздел именовался "Pop music". То есть, термин-то, изначально, их... Но дело в том, что к нам этот самый "поп" попадал в уже отрихтованном и подцензуренном варианте - не той, всесильной цензурой КПСС, а цензурой ценителей настоящей музыки - да, в том числе и с дисков, купленных с рук (в случае Свердловска - у магазина Мелодия). Но, в основном, по-дружески переписанных с магнитофона на магнитофон... - тогда техника позволяла это делать.
И только в 90х на нас хлынула неотрихтованная волна музширпотреба... И породила и у нас волну "поющих трусов", как правило - под фонограмму... И уже ничем и никем не лимитированные влиятельные персоны шоу-биза показали своё истинное неприглядное нутро, во-первых, погасив конкурентов, во-вторых, опустивших враз свой уровень до ниже плинтуса. Вот тогда-то и расцвёл уничижительный термин "попса"... Суть термина понятна: низкопробщина как в музыкальном, так и в текстовом смысле.
Слава Богу, в любом правиле есть свои исключения. Знаменательную фразу произнёс мой бывший сосед после концерта Долиной: "Приятно всё-таки сознавать, что есть звёзды, не опускающиеся ниже какого-то уровня". Ларису Александровну уважаем и по сей день. Жаль, что ей на данный момент список и исчерпывается практически... Градского-то нет уже... Других талантов в зомбиящик не пускают даже после "Голоса"... А ведь наверняка есть...
Что на Западе? Там островками здравого смысла светят Андреа Бочелли, Лаура Павзини... да, блин, целый ряд имён, в том числе новых и нам особо-то неизвестных. Могут же выстроить качество буржуи... - тут нам у них учиться и учиться. Ну, может, сейчас, после чистки имени СВО что-то, наконец, сдвинется, а?
Ждём и надеемся...
Ваш Хроник.