Для начала − три истории взрослых, которых травмировала школа.
История 1. География.
...запомнился мне некий советский вундеркинд, поразивший американскую публику знанием наименований всех их штатов. Это сподвигло меня получить своё секретное знание ... я выучил столицы всех стран мира. Это было легко.
Неделей позже на уроке географии ... Это был мой звездный час .. Через минуту я тянул руку с видом победителя, доставая из портфеля дневник.
А дальше всё просто. Нине Как-то-тамтовне показалась подозрительной скорость выполнения задания, она что-то про себя прожевала, и как-то ненавязчиво отмахнулась от меня, не поставив обещанной пятёрки.
История 2. Урок ИЗО
Мальчик, который сидел рядом, был тем ещё художником: даже звёздочку не мог нарисовать, рисовал, стирал и так по кругу. В итоге плюнул, увидел, что я нарисовала и говорит: «нарисуй мне такого же, ну, пожалуйста, у тебя хорошо получается, а я вон не могу ничего». А так как он мне очень нравился, естественно, в голове от счастья заскакали пони, и я согласилась. Получилось даже лучше, чем у меня. Дак мало того, что учительница сказала, что это я у него срисовала, так ещё и этот подлец промолчал с довольной рожей. Мне поставили 3, а ему 5.
История 3. Близкая мне лично
... учительница литературы не поверила, когда осенью надо было список прочитанного летом написать. Сказала, что столько и взрослый не осилит. Откуда ж ей было знать, что читаю я бегло с трёх лет, а в то лето гулял с рыжей дочкой библиотекарши в деревне.
Когда я предложил кратенько пересказать любую книгу из этого списка, в ответ мне было сказано что-то типа «Ишь, умней других что ли нашелся, сопляк».
Это реальные истории людей с «Пикабу». Их объединяет одна причина. Причина, которая на годы откладывается в памяти. Из-за нее взгляд на мир может поменяться. По вине учителя.
Тот, кто позволяет себе так поступать − не заслуживает права называться учителем. Он должен гореть в аду.
За что же?
За недоверие.
На первый взгляд работа в школе − дело непыльное. Изучил тему, подготовил план урока. Объяснил тему. Задал вопросы. Убедился, что ученики поняли. Не поняли − рассказал по-другому. Начал новую тему. Круг замкнулся. С этим справится любой взрослый человек, который способен запомнить таблицу умножения. Школьная программа простая. В юности-то мы ее изучили.
Но учитель в школе больше, чем «передатчик» знаний. Дети податливые. Они смотрят на старших, учатся, копируют поведение. Или зарекаются «в жизни не быть таким как Иван-Иваныч». В детском возрасте впечатления яркие, свежие. Надолго остаются в памяти. Все хорошее кажется лучшим, плохое − ужасным.
Самое страшное, что может сделать учитель — не верить в ученика.
У меня было много слабых детей. Среди них есть лодыри и раздолбаи. Есть и те, кто старается учиться. Хочет изо всех сил − а не может. Не знаю, с чем это связано. Есть ученик, который тянет руку на каждый вопрос. Читает учебник по десять раз перед пересказом. А потом выходит к доске, говорит одно предложение и останавливается:
Ой, я забыл. Только что помнил. А сейчас вылетело из головы.
В его глазах огонь, тяга к знаниям. Я вижу, как на перемене он читает учебник. Как записывает домашнее задание. Он пишет в тетрадь очень медленно. Не получается у него провести прямую линию − рука дрожит. Умей курица писать, делала бы это понятней.
Но я люблю его всем сердцем. Я ставлю ему двойки за контрольные, когда он отвечает на один вопрос из десяти. Расстраиваюсь. Вызываю его к доске два раза в месяц и слушаю, как он спотыкается о каждое слово. И продолжаю вызывать к доске. Я делаю это, потому что верю − однажды он сможет.
И он смог. Когда мы писали всероссийскую проверочную по истории, он честно заработал свою тройку. Через неделю сдал пересказ у доски на пятерку. Четверку он заработал, когда с места рассказал про построение римского легиона.
И пускай в той четверти он получил «хорошо». Я завысил его реальные знания: ведь школьная программа «от и до» ему не по зубам. Пока что. Но четверку он заслужил старанием и усердием.
Ведь как ученик сможет поверить в себя, если в него не верит учитель?
Не думайте, что к ученикам надо относиться как к королям. Главное − сохранять доверие. Если учитель перестал верить в учеников − он перестал быть учителем. Автоматически.