В Новой Опере – премьера! Постановка неизвестного сочинения Джузеппе Верди «Стиффелио» открывает 32 сезон.
Впервые на российской сцене
20, 22, 24 сентября
29 ноября, 1 декабря 2022
Невозможно себе представить, что в России никогда не было сценического воплощения «Стиффелио» Джузеппе Верди (1850) – автора главных оперных хитов! Эта опера предвосхищает один из важных творческих периодов композитора – знаменитую триаду: «Риголетто» (1851), «Трубадур» (1853), «Травиата» (1853).
Тем не менее «Стиффелио» действительно ставится в нашей стране впервые. И это настоящее музыкальное событие, открывающее публике неизвестную оперу самого известного автора.
«Стиффелио» – опера с историей, полной приключений.
Она начинается с нашумевшей пьесы французских драматургов Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа «Священник, или Евангелие и сердце», появившейся в 1849 году. Верди очарован остротой и новизной сюжета, в центре которого протестантский священник, переживающий измену жены. Главный герой мучительно пытается понять ее поступок и то, что должно за ним последовать: возмездие, смирение или прощение? В итоге он приходит к прощению, открыв Новый Завет в том самом месте, где Христос прощает блудницу. Опера «Стиффелио» появляется в 1850, всего год спустя после постановки пьесы.
В это время в Италии полыхает Рисорджименто, борьба за освобождение от Австрийской империи и объединение страны. Австрийские власти постоянно усиливают цензуру в беспокойном регионе, и страдает от этого в первую очередь культура. Конфликт становится все более острым, и в этом контексте Верди удается сделать невозможное: «объединить» враждующие стороны. Правда сходятся они в одном: полном неприятии оперы «Стиффелио».
Австрийские власти назвали оперу аморальной и подвергли жесткой цензуре, а итальянцы-католики были до глубины души оскорблены самим фактом появления на сцене женатого протестантского священника. Вскоре опера совсем сошла со сцены.
Однако судьба «Стиффелио» не оставляла композитора в покое.
«Среди тех моих опер, которые не идут, <...> имеются и такие, которые я хотел бы спасти от забвения: это “Стиффелио” и “Битва при Леньяно”», – писал Верди в одном из писем.
Спустя семь лет Верди делает новую редакцию оперы под названием «Арольдо» (действие перенесено в средневековую Англию, а протестантский священник превратился в саксонского рыцаря). Но искалеченная цензурой опера успеха не имела.
Освобождение Италии дало «Стиффелио» еще один шанс, но тут выяснилось, что партитура была утеряна! Ее нашли спустя сто лет, в 1968 году, в библиотеке Неаполитанской консерватории. С этого момента отсчитывается современная история оперы. Нравы людей середины XX века поменялись: женатый священник больше никого не смущал, а целая плеяда выдающихся теноров – Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Хосе Кура – сделали известной забытую оперу Верди.
Впервые в России концертное исполнение «Стиффелио» состоялось в нашем театре в 2020 году на Крещенском фестивале. Два года спустя Новая Опера, подтверждая свое название, представляет первую российскую постановку «неизвестной» оперы Верди. Музыкальный руководитель и дирижер – Александр Самоилэ, режиссер-постановщик – Екатерина Одегова, художник – Этель Иошпа, художник по свету – Стас Свистунович.
Для тех, кто хочет узнать больше, предлагаем подборку художественных книг о Джузеппе Верди.
▪ А.Д. Бушен «Молодой Верди. Рождение оперы» (1958)
▪ Дж. Тароцци «Верди» (ЖЗЛ, 1984)
▪ Ф. Верфель «Верди. Роман оперы» (1925)
#opera
#опера
#верди