Найти в Дзене
Профи.ру

Как научить ребёнка думать

Оглавление

Уметь думать — это значит не просто получать пятёрки в школе, а критически оценивать информацию, принимать взвешенные решения, аргументировать свою точку зрения и учитывать чужую. Этому можно научиться ещё в детстве. Как — рассказывают специалисты.

1. Задаём правильные вопросы

Чтобы ребёнок не боялся принимать решения в сложных и нестандартных ситуациях, важно научить его задавать вопросы и раскладывать любую проблему по полочкам. Овладеть этим навыком легче всего с помощью занятий математикой. И даже если вам кажется, что в жизни вы пользуетесь только формулами из пятого класса, на самом деле математика дала нам многое. Например, умение делать выводы от общего к частному, удерживать в уме много данных, работать с абстрактными понятиями.

Олег Дмитриевич Митрофанов, преподаватель математики:

Математика в глобальном смысле — это наука, которая учит думать и правильно задавать вопросы. А грамотно составленный вопрос уже содержит в себе большую часть ответа.


Даже чтение условий задачи — это отличная тренировка. По мнению Олега Митрофанова, в этот момент человек начинает задавать себе вопросы: почему мне дали такие данные и как они связаны между собой? Так выстраивается цепочка размышлений, которая в результате помогает найти правильный ответ.

2. Используем аргументы

Чтобы ребёнок умел отстаивать свою точку зрения и с друзьями, и на уроках, нужно научить его подкреплять собственное мнение аргументами. В этом поможет логика, ведь теория аргументации — это один из её разделов. Решая логические задачи, ребёнок начинает разделять причину и следствие, обращать внимание на детали и выделять главное и второстепенное. Полина Аркадскова советует выполнять такое упражнение: попросите ребёнка составить текст выступления на какую-либо тему сразу за две позиции: за и против. «Составляя аргументацию для противоположной точки зрения, вы лучше понимаете аргументы противника. А значит, с большей вероятностью победите в дискуссии», — говорит специалист.

Полина Эдуардовна Аркадскова, преподаватель философии, обществознания и логики:

Я даю своим ученикам информацию об одном и том же явлении из разных источников. Так они могут сравнить разные точки зрения и сделать собственные выводы. Например, и Барт, и Мирча Элиаде писали о мифах, но один с филологической, а другой с культурологической точки зрения. Какая позиция у каждого? Где сходства, где различия? Это интересный вопрос и полезная привычка — смотреть на одно и то же явление с разных сторон.

3. Развиваем эмпатию

В некоторых ситуациях «понять умом» собеседника недостаточно — нужно уметь ставить себя на его место, сопереживать и сочувствовать. Поэтому специалисты советуют развивать у ребёнка и эмоциональный интеллект. В этом помогут занятия литературой, уверена преподаватель Татьяна Мохова.

Татьяна Мохова, преподаватель литературы:

Литература в чём-то похожа на психологию. И чтобы ребёнок начал понимать других людей, я использую приёмы из психологического арсенала — дискуссию, наводящий вопрос, пытаюсь провести параллели между ситуацией в книге и обычной жизнью, предлагаю сравнить поведение персонажей с поведением близких и друзей. В литературе мы всегда встречаем несколько психотипов, архетипов. А сильный художественный образ обязательно найдёт отклик в сердце читателя и поможет ему начать уважать чужую точку зрения.