Предприниматели, которые присматриваются к рынкам стран ЕАЭС, часто спрашивают: как понять, какие товары там будут покупать? Интересный вопрос. Давайте разбираться.
Чтобы успешно зайти на новый рынок, нужно его изучить. Если готовых исследований в открытом доступе не найти, проведите простой мониторинг самостоятельно. Это займет определенное время, но поможет вам выстроить верную стратегию продаж.
Погуглите, что пишут про рынок интернет-торговли местные СМИ. Хорошие деловые обзоры помогут оценить состояние отрасли. Например, в Казахстане в прошлом году с хорошим отрывом лидировали онлайн-продажи канцтоваров, они заметно опередили телефоны и компьютеры. А на 4-м месте по объемам оказалась косметика, которая была лидером продаж два года назад. Несмотря на то, что позиции эта товарная категория немного сдала, она остается в топе самых продающихся уже несколько лет.
Изучите местные маркетплейсы. На многих площадках есть разделы с актуальными товарамиэтого месяца, некоторые показывают, какие товары чаще всего ищут прямо сейчас. Это поможет понять текущий спрос. Учитывайте при этом сезонность спроса: летом в популярных товарах естественно оказываются солнечные очки, легкие платья и кондиционеры, зимой спрос на них гарантированно упадет. А вот сумки или постельное белье будут актуальны и осенью, и зимой.
Обратите внимание на соцсети. Согласно недавнему опросу Bazaarvoice, 65% пользователей социальных сетей находят в них вдохновение для будущих покупок. Смотрите: 60% людей ответили, что делают покупки по рекомендациям инфлюенсеров или брендов, на решение 55% покупателей влияет контент от семьи и друзей в социальных сетях, 42% людей собирают информацию о товарах в социальных сетях. Что конкретно вам делать? Посмотрите, что рекламируют местные лидеры мнений. Пройдите по популярным хештегам. Просмотрите сообщества по трендовым нишам. Если вы пользуетесь сервисами аналитики для соцсетей (Brand Analytics или YouScan, например), можно автоматизировать эту работу и получить консолидированные данные в удобном отчете. Однако запрос будет объемным, он не подойдёт для недорогих тарифов, и возможно понадобится помощь техподдержки, чтобы правильно настроить параметры поиска.
Площадки для анализа трендов. Они могут показать, какие темы и товары интересуют интернет-пользователей. Например, Google trends или Яндекс.Wordstat. Их часто используют маркетологи, чтобы узнать популярность тех или иных запросов. Там все очень просто: есть удобные фильтры по географии и времени. Кстати, если вы возьмете большой период поиска (5 лет, скажем), то можно отследить динамику запросов во времени и сделать выводы о сезонности товара. Вы увидите, когда люди перестают покупать этот товар и когда спрос на него возникает вновь. Это поможет вам спланировать продажи.
Еще одна интересная площадка — Think with Google. Там много полезного для маркетологов, а вам пригодится вкладка «Потребительские тренды». Эти материалы помогут лучше понять, что сейчас интересует потребителей. Если вы видите, что в фокусе внимания сейчас здоровье, то есть смысл предложить покупателям товары из этой категории. Также актуальные тренды можно подсмотреть на сайте Trend Hunter.
Поговорите с поставщиками. Это тоже предприниматели, и им совсем не интересно хранить на складе неликвидные товары. Они могут рассказать, что закупают другие продавцы, поделиться своими наблюдениями и рассказать об особенностях рынка. Но есть нюанс: эти данные лучше проверять, чтобы не закупить потом тот самый неходовой товар.
Эти способы лучше всего комбинировать, чтобы на выходе получить наиболее полную и достоверную картину. А какими инструментами пользуетесь вы, чтобы определить спрос? Делитесь в комментариях.