Найти тему

Александр Акимов: «От западного – к восточному «вектору» внешней политики России (Часть I)»

«Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке!» (Александр Невский)

Отношения со странами Востока приобретают особую стратегическую ценность в новых геополитических реалиях, сложившихся, прежде всего, после начала проведения специальной военной операции по защите Донецкой и Луганской Народных Республик, демилитаризации и денацификации Украины, объявленной Президентом России В.В. Путиным 24 февраля этого года.

Все эти годы Россия безуспешно пыталась договориться с так называемым "коллективным Западом", найти точки соприкосновения и взаимоприемлемые развязки на самых разных направлениях международного сотрудничества. Вне зависимости от геополитического фона и роста военно-политической напряженности в мире Россия настойчиво продолжала искать компромиссы, идти навстречу странам Запада во многих аспектах. Уничтожение Югославии и Ирака без санкции Совета Безопасности ООН, разрушение суверенного ливийского государства, перманентное расширение НАТО в сторону границ России, односторонний выход США из Договора по ПРО и РСМД, постоянное игнорирование жизненно важных интересов и законных, справедливых озабоченностей России, организация "цветных революций" на постсоветском пространстве и в ближневосточных странах будто бы проходили мимо внимания России, которая всегда старалась сесть за стол переговоров, начать конструктивный диалог с "империей лжи" (в лице США) и её верными сателлитами, казалось, не понимая, полную бесперспективность и бессмысленность попыток договориться с ними.

Причины этой бесперспективности кроются не только в геополитических аппетитах Запада и в его желании получить российские природные ресурсы и избавить себя от геостратегического конкурента в лице Российской Федерации, как об этом вполне открыто говорили Збигнев Бжезинский и Мадлен Олбрайт с самых высоких дипломатических и академических трибун, но и, конечно, в исторической несовместимости России и Запада. Как писал великий русский философ Иван Александрович Ильин: «...им нужна Россия расчлененная, по наивному «свободолюбию» согласная на расчленение и воображающая, что ее «благо» - в распадении... Но единая Россия им не нужна». Наиболее точно историческое различие между Западом и России было охарактеризовано в статье Ивана Васильевича Киреевского "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России". Конечно, были исторические периоды, например, при Петре Великом, когда Россия заимствовала у Запада технологические новинки, преодолевая собственную отсталость, но именно с Запада всегда приходила экзистенциальная и военно-политическая угроза Российскому государству в лице ливонских рыцарей-крестоносцев, польских королей Сигизмунда и Владислава, шведского короля Карла XII, прусского короля Фридриха II, французского императора Наполеона Бонапарта, англо-франко-турецкой коалиции (Крымская война), кайзера Германской империи Вильгельма Гогенцоллерна и фюрера нацистской Германии Адольфа Гитлера. И всегда России приходилось отстаивать свою самостоятельность и свой суверенитет, находясь в постоянной, перманентной борьбе со странами Запада. Когда Россия "дружила" или заигрывала с Западом (Февральская революция, 1990-е гг.), она находилась в упадочном, разваленном состоянии, и именно за это (а не за демократию и свободы человека) нам аплодировал Запад.

Договоренности с Западом ненадежны, и он их постоянно нарушает. Ни одному слову западных политиков, как показало время, верить нельзя. Можно вспомнить хотя бы заверения Горбачева со стороны американского госсекретаря Бейкера в том, что НАТО "ни на дюйм" не будет расширяться "на восток". Результат не заставил себя долго ждать уже в 1999 году, когда в НАТО вступили Венгрия, Польша и Чехия (бывшие страны Варшавского договора). Заверения не были также реализованы и во время "евромайдана", когда Запад дал письменные гарантии Януковичу и на следующий день их же нарушил. Президент России В.В. Путин многократно призывал к дипломатическому решению всех проблем, устанавливал дружественные контакты с президентом США Джорджем Бушем-младшим и британским премьер-министром Тони Блэром, но всё тщетно. Тщетность попыток договориться с Западом сам Путин констатировал уже в 2007 году во время Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, а с 2014 года, после возвращения Крыма и Севастополя в состав России на основе результатов всенародного референдума, отношения с Западом постоянно ухудшались. Помимо пролонгации санкционного режима в отношении России, к этому можно добавить пересечение интересов в Сирии, многочисленные провокации (Скрипали, "белые каски") и наглый саботаж Киевом Минских соглашений, затягивание донбасского конфликта.

В настоящее время антагонизм со странами Запада достиг своего пика. Количество санкций, введенных против России, превысило количество таковых против Ирана и КНДР. А фактическое участие НАТО в украинском конфликте – со своей техникой, финансовой поддержкой (но руками украинцев), многочисленные угрозы применения ядерного оружия против России переводят отношения нашей страны со странами Запада во взрывоопасное измерение..

(Продолжение следует)

Александр Акимов, колумнист Экспертного клуба "Дигория"