В прошлой статье мы поговорили о классификации феодальных землевладений в Османской Империи времён Мехмеда II, теперь пришла пора поговорить и о её политическом устройстве.
Во главе Османской Империи стоял султан. Он был главой служилого дворянства, военных, а так же именовался эмир уль-мюминин (эмир правоверных), то есть был духовным главой всех мусульман-суннитов. Власть султана была абсолютной, единственное её ограничение - законы шариата. Несмотря на то, что власть султана была практически безграничной, бессмертием он не обладал, а поэтому должен был поддерживать своё положение при помощи правящего класса, которым в то время был класс феодалов. В качестве одной из опор власти султана выступали бейлербеи (беи беев), в их руках находилась военная и административная власть на вверенной им территории. Бейлербейства, которых было 2 (Анатолийское и Румелийское) делились на санджакбейства. Санджакбей на своей территории обладал теми же правами, что и бейлербей на своей. Титул санджакбей происходил от "санджак" (знамя), поэтому его можно адаптировать как "знаменосец". Такое название не случайно, ведь санджакбеи должны были собирать знамёна феодалов для походов султана.
Основными правительственными органами были 4 управления: Великого везира, кадиаскера, дефтердара и нишанджи. Великий везир был заместителем султана, ему подчинялись главы других трёх управлений, а также бейлербеи и санджакбеи. Везир исполнял политические и военные функции. Управление кадиаскера было в первую очередь духовным ведомством - ему принадлежали вопросы образования, судопроизводства и сыска. В подчинении кадиаскера находились кадии (судьи), при помощи которых он и осуществлял свою власть. Подчинялся он не только великому везиру, но и главному муфтию (высший духовный титул Османской Империи, позже именовался шейх уль-ислам). Управление дефтердара ведало финансами, а в его главе стоял башдефтердар (главный дефтердар). Низшим по рангу было управление нишанджи, нишанджи издавал законы от имени султана, а также связями с другими государствами (до XVII века). Совет главнейших чиновников государства назывался диван, на нём решались основные вопросы в Османской Империи.
В XV веке территория Османской Империи крайне быстро расширялась. Почти все новые земли находились на Балканах, которые в основном были населены христианами. Такое количество новых "неверных" в империи подтолкнуло султана отойти от доктрины воинствующего Ислама, ведь было невозможно заставить всех их принять Ислам, или держать в узде при помощи силы. Поэтому Мехмед II создаёт систему религиозных общин. Всего было 3 общины: греко-православная, армяно-григорианская и иудейская, им отдавалось право на исповедование своей религии и проведение своих обрядов, взамен общины должны были подчиняться султану и исправно платить налоги. В Османской Империи к иноверцам относились терпимо, однако, кроме иноверцев существовали и вероотступники, для Османов ими являлись шииты, вот они уже подвергались жестоким гонениям и суровым притеснениям.
Несмотря на послабления "неверным", Османская Империя являлась столицей Ислама, суда стекались все мусульманские паломники суннитского толка. При Мехмеде II была установлена система рангов духовенства, высшее положение занимали кадиаскеры и главный муфтий.
Подписывайтесь на нас в Телеграме и Вконтакте, там больше контента от других авторов.