Нам, психологам, часто родители задают вопрос: «Как объяснить ребёнку, что драться, плеваться и обзываться - нехорошо?»
⠀
Чтобы на него ответить, нужно разобраться, как устроен мозг 🧠
⠀
Мозг человека устроен сложно.
✔️ В нем есть части очень древние, отвечающие за нас, как за просто тело, которое дышит, движется, питается - это ствол.
⠀
✔️ Есть верхняя, самая продвинутая и молодая часть - кора с ее извилинами, которая делает из нас человека разумного, способного читать, считать, рассуждать, сопоставлять, изобретать новое.
⠀
✔️ А между ними есть лимбическая система - средний мозг, или внутренний мозг.⠀
И именно эта часть отвечает за все, что происходит между миром природы и миром разума.⠀
Там живут эмоции и бессознательные реакции, программы, обеспечивающие отношение, программы социального поведения. В том числе выживание и продолжение рода.
⠀
Когда лимбическая система спокойна, не видит угрозы, верхний мозг работает в штатном режиме.
Так, если ребенок испуган, болен, устал - он прекращает деятельность по познанию мира и ищет близости с родителями.
Если возникает конфликт с этим самым взрослым - это для него вдвойне стрессовая ситуация.
Все силы ребенка в этой ситуации мобилизованы на то, чтобы пережить стресс. А значит, все наши умные и правильные слова, все нравоучения ребенку в эти минуты останутся пустым звуком.
⠀
Когда дети злы, испуганы, растеряны, когда они в сильных эмоциях - бесполезно в эти моменты сеять разумное, доброе, вечное с помощью слов.
⠀
Слова - язык верхнего, кортикального мозга. А он в вынужденном отпуске 🤷♀️
⠀
Если мы хотим, чтобы ребенок нас услышал и понял, нам важно прежде всего успокоить его лимбическую систему❗
⠀
А после, когда ребёнок спокоен и способен адекватно и осознанно воспринимать ваши слова - объяснить, что такое «хорошо», а что такое «плохо».
А вы знали о такой особенности мозга? Замечали, что дети в разных эмоциях воспринимают одну и ту же информацию по-разному?