Листала как-то ленту новостей, увидела комикс, где бабка-служитель Света подлавливает во дворе некроманта под прикрытием наркомана: «Силы Света бдят, щенок!» – такова мораль истории.
И ниже в комментариях прочла следующее:
Вполне типичное замечание. Как и укоренившийся образ стильного и трагичного Зла и лицемерного ханжеского Добра.
Серьёзно, вот вы можете вспомнить навскидку сторону Добра в произведении, которое бы выглядело круто?
Не-е-е-ет, вместо этого у нас есть крутые ситхи и жалкие джедаи, концепция Дамби-гада едва ли не канон в фандоме Гарри Поттера, о паладинах вообще заикаться страшно – тупые надменные фанатики, а если вдруг в истории и встретится кто-то более-менее порядочный, жизнь его тут же сломает об колено, сделав последним циником.
И сколько романтизированных образов злодеев, сколько драмы и слезливых историй о том, что, оказывается, силы добра их отвергли, поэтому они стали плохишами – и всё в таком духе. Приправьте это высокомерными ангелами, которые плюются на людей (привет, Благие Знамения, Константин, Легион и прочие) – всё, картина маслом.
И я вот в очередной раз задумалась:
А какого, извините меня, чёрта?!
И стала размышлять, не уходя далеко от чертей, потому что многое завязано как раз-таки на вере, а конкретно – религии. Том самом Оплоте Света, одном из главных источников образа Добра в искусстве.
И вот образ религии в культуре и самом обществе на сегодняшний день, мягко говоря, очень не очень.
Что первое на ум приходит вообще? Крестовые походы? Инквизиция? Индульгенции? Сожжённые учёные умы – Джордано Бруно и Галилео Галилей? Вся эта история с Жанной Д’Арк? Дикие истории из Ветхого Завета, которыми в последнее время модно тыкать религиозных людей?
Сколько образов алчных и жестоких священнослужителей в произведениях, которые искусством закреплялись во впечатлительных умах (привет, Фролло, как поживаешь?). Ну, и куда же без современных перлов с покупными свечками и кое-чем посерьёзнее.
Не то чтобы всего этого реально не было – было и есть, куда же без этого. Только все отчего-то забывают о том, что это следствие людской натуры. Отчего-то от выбора человека воспользоваться удобным инструментом себе на выгоду, страдает сама концепция Добра – оно почему-то виновато, а не сам человек, решивший нажиться на чужой вере.
Ведь если подумать, религия-то сама по себе несла в себе и много чего хорошего. Например, дала изначальный толчок к развитию грамотности, выступала самыми настоящими тормозами для людей (а нравы раньше были, мягко говоря, чуточку другими) и способствовала жизни внутри общества ещё на заре его формирования (серьёзно, если бы не заповеди «не убей», «не укради», «не прелюбодействуй», общество долго бы не протянуло). Для меня вот, например, на парах по истории русской литературы стала открытием личность Феофана Прокоповича – рекомендую к ознакомлению: просветитель, публицист, драматург, идеолог и поддержка Петра I. В общем, хорош.
Но вернёмся к нашим баранам… почему в образе религии у нас укоренилось всё самое негативное? Почему сегодня, натыкаясь среди роликов Ютуба на интервью с адекватными священниками, мы так удивляемся и выдаём из разряда: «Воу, я хоть и атеист, но пообщался бы с таким священником»?
И вот тут я пришла к ответу весьма и весьма неочевидному.
Одна простая, но такая… мерзкая фраза очень сильно осложняет всем нам жизнь.
«Добро делается тихо».
Даже просто написав эти слова, уже захотелось за водичкой сходить – настолько тошно от этой дурацкой фразы, которая просто набила оскомину.
Серьёзно. Под каждым постом, в котором рассказывается о чём-то позитивном, о чём-то важном, о благотворительности, о помощи, найдутся «умники», которые начнут выдавать тираду о том, что добро остаётся добром, пока об этом не кричат, а иначе превращается всё в театр и показушничество.
И что в итоге остаётся? А остаются скандалы, бедствия, очередное взяточничество, коррупция, нарушения, подкупы судов, наглость, хамство и просто беспорсветная ж...есть.
Естественно, а как вы хотели: добро же тихо делается. Вот и остаётся слушать о том, как у нас всё плохо.
В итоге мы варимся в событиях исключительно негативных, ощущая всю несправедливость и жестокость мира, пока добро совершается тихо и незаметно.
И, естественно, когда инструментами «добра» очередной товарищ отыгрывает свои травмы и амбиции, он только подливает масло в огонь.
А вы не пробовали задуматься: что не так вообще с этой фразой?
Вот вам не отдаёт эта фраза каким-то гнилым крысиным душком?
Нет?
А всё дело в том, что эта фраза – жалкая попытка утихомирить собственную совесть и переложить свой дискомфорт на того, кто его вызвал.
За примером далеко идти не нужно, есть из личного опыта: делала домашку по кинооператорскому мастерству, нужно было сложить историю из фотографий. Наткнулась на разрисованную в центре города статую, притащила сестру в качестве модели, и вместе мы сложили историю о неравнодушии, заодно статую оттёрли, приведя в порядок. Немного подумав, кинула историю из фотографий в предложку городской группы: не как повод похвастаться, а как призыв быть чуточку внимательнее к тому, что нас окружает. Никакого осуждения, ничего такого.
Пост на пару дней завирусился.
И знаете что?
«Добро делается тихо».
Эта и другие вариации прыгали в комментарии из одной группы в другую. Были и более обидные, мол, сами разрисовали, сами сфоткали, сами себя похвалили.
Что самое ироничное, никакой похвалы и хвастовства в описании поста не было, просто админы поддержали неравнодушие и приписали пару тёплых слов.
И некоторых сожрала совесть.
А добрые люди после этого, даже сделав что-то доброе, сидят и молчат в тряпочку, ведь иначе их сожрут за это и вывернут их поступки так, что добро они сделали исключительно ради похвалы.
И в итоге мы все дружно сидим в яме из помоев, разочаровываясь в Добре, и постепенно приходим к мысли: «А зачем мне вообще что-то делать?». И вот тут начинаются загоны о прогнившем мире, о серой тупой биомассе вместо людей, и так далее. Мы черствеем, закрываемся и становимся равнодушнее.
А на самом деле, нам просто очень не хватает слышать о чём-то хорошем и добром.
О бескорыстных поступках, о мелкой помощи, о случайной улыбке и добром слове.
А теперь вернёмся к са-а-а-а-амому началу с тем самым комиксом про бабку Света и парня-некроманта, и совсем немного порассуждаем.
Для начала, забудем о наших предрассудках о некромантах, которые сформировались на основе всяких рассказов про некромантов-попаданцев и некромантов как одного из популярнейших классов в мморпг и прочем-прочем.
Итак, у нас есть мир, где некромантия - зло. В противном случае, силы света в лице бабки не были бы так категоричны в своём решении. Значит, порядок заключается в том, что некромантия запрещена.
И что же это получается? Ради собственного эгоизма парень, наплевав на все законы, становится преступником? Его проблемы выше проблем всех остальных (серьёзно, чужие смерти и потери, значит, менее трагичнее его собственных? Ему можно, а другим нельзя?), выше проблем чужой безопасности и благополучия?
А вы не задавались вопросом, какова цена возвращения его собаки/детей? Напомню, вне закона просто так ничего не объявляют.
Вспоминаем братьев Элриков, гомункулов и равноценный обмен.
И на этом месте образ бедного-несчастного некроманта начинает как-то сыпаться, уступая место человеку, готового забрать чужую жизнь в угоду своим желаниям.
А знаете, что ещё?
Нам чертовски не хватает классных протагонистов-добряков. Не наивных упрямых дурачков, вроде Наруто или Нацу. А волевых, сильных духом, благородных, с трезвым отношением к миру, интересных героев, чья стойкость и сила способны противостоять коварству и обману.
Те же злодеи и плохиши из-за своего прошлого и внутренних противоречий куда сложнее и привлекательнее, поскольку живее. А «добрые» герои либо приторные, либо плоские.
Исправить бы это дело.