В понимании обывателя различные религии – специфика конкретной местности и нет особой разницы, если Бог один. Это не совсем так, а вернее - совсем не так. Не случайно, например, что в православных богослужебных текстах (а не из уст церковных деятелей, преследующий зачастую политические или миссионерские интересы) отношение к исламу крайне негативно. Так, чин отречения от ислама предписывает вступающим в ряды православия бывшим мусульманам проклинать все, что связано с бывшей религией, включая самого Бога. Ислам, предписывая на основании аята 125 суры 16 Священного Корана: «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом», все же настаивает на основании аята 73 суры 5 «не уверовали те, которые говорят: «Аллах является третьим в Троице», и на основании аята 17 суры 5: «Не уверовали те, которые сказали: «Во истину. Аллах – это Мессия, сын Марии». Кроме того, в 39 аяте 2 суры сказано: «А те, кто не уверует и сочтёт ложью наши знамения, станут обитателями Ада, в котором останутся навечно», это показывает, как бы удивительно не звучало для несведущего, что православные и мусульмане поклоняются разным божествам. Пути обретения вечной жизни в этих религиях тоже абсолютно различны, в связи с чем они не могут привести к одному и тому же результату.
Согласно учению Отцов Восточной Церкви обожение (христианское учение о соединении человека с Богом, приобщении тварного человека к нетварной божественной жизни через действие божественной благодати) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Само спасение по слову в. Дионисия Ареопагита (христианский святой, ученик ап. Павла, первый епископ Афин) достижимо только через обожение, как это указывается на православном портале «Азбука веры». Возможность обожения раскрывается боговоплощением. Св. Ириней Лионский (один из первых отцов церкви, второй епископ Лиона) говорил, что «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божьим». Этот тезис Православная Церковь ныне понимает в сущностном виде, а не только лишь в метафорическом, что выражается через Евхаристию. Св. Афанасий Великий (один из отцов церкви, Архиепископ Александрийский) говорил: «Он вочеловечился, чтобы мы обожились». Таким образом, согласно общей формуле Отцов Церкви, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. По словам Макария Великого (святой, почитаемый в лике преподобного, автор духовных бесед и молитв) «вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами, вносит душу в душу, ипостась в ипостась».
«Душа при общении со Духом Святым делается с ним единым духом» - говорит св. Макарий Великий. Евхаристия есть таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. Евхаристия – главное Таинство Церкви, в нем осуществляется то, к чему призывали христиане – единению с Господом.
Совершенно иной подход к спасению, иное понимание Бога исповедуют мусульмане. Если обожение для христианина есть цель, то подобление себя Богу в исламе – прямая дорога в Ад.
В суре Аш-Шура (совет) 11 аяте сказано: «Творец небес и земли! Он создал для вас супруг из вас самих, а также скот парами. Так Он размножает вас. Нет никакого подобного Ему». Он, слышащий, видящий.
Далее, в суре Аль-Ихлас (очищение веры) сказано: «Скажи: «Он-Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему».
Исламские учёные, оценивая тексты Священного Корана, отличают, что человек со всеми своими качествами есть иное, чем Бог. Ведь, если бы его качества составляли определённую часть Божества, тогда и сам он должен был бы быть частью Божества. Но в этом случае стремящийся к единству, единство и Единый взаимоопределяют существование друг друга.
Описание же Бога у мусульман совершенно иное. «Аллах – нет Божества, кроме Него, Живого, Поддерживающего жизнь. Им не овладевают ни дремота, ни сон. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Кто станет заступаться перед Ним без Его дозволения? Он знает их будущее и прошлое. Они же постигают из Его знания только то, что Он пожелает. Его престол объемлет небеса и землю, и не тяготит Его оберегание их. Он – Возвышенный, Великий». (Сура 2, аят 255)
Такое понимание Бога указывает на совершенно иной путь к спасению: «Скажи: неужели я стану признавать Господом кого-либо кроме Аллаха? Ведь он – Господь всего сущего. А какое бы зло ни совершил человек, только он в ответе за свое деяние. И никто не понесет ноши грехов другого. А затем к Господу своему вы будете возвращены, и Он разъяснит вам то, в чем вы не согласились друг с другом». (Коран, сура 6, аят 164).
«Тот, кто творит добро, поступает лишь на пользу себе. Тот, кто творит зло, поступает во вред себе. А Господь твой не притесняет своих рабов». (Коран, сура 41, аят 46).
«Воистину, Аллах не прощает, когда веруют в других богов, кроме Него, но прощает, кому пожелает, все грехи, кроме этого. А тот, кто верует в других богов, помимо Аллаха пребывает в глубоком заблуждении». (Коран, сура 4, аят 116).
«Места моления принадлежат Аллаху. Поэтому не обращайте молитвенно ни к кому наряду с Аллахом». (Коран 72:18)
Следовательно, спасение в исламе – это единобожие и добрые дела, отказ от приобщения кого-либо к Богу, так как никто не равен и не подобен Ему.
Священный Коран в 19 аяте 3 суры разъясняет: «Воистину вера Аллаха – это ислам. И тогда, когда явилось истинное знание тем, кому даровано было Писание, вступили они в разногласие друг с другом из-за взаимной неприязни. Если же они отвернулись от Аллаха, то, воистину, Аллах скор на расплату».
Далее в 67-68 аятах Аллах сообщает: «Авраам не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом (единобожником), мусульманином (предавшимся Богу), и не был многобожником. Несомненно, самые близкие к Аврааму из людей те, которые последовали за ним, а также Мухаммад и те, которые уверовали. А Аллах – покровитель верующих».
168-169 аяты 2 суры гласят «О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас- явный враг».
«Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете».
Если подытожить все вышесказанное, то можно сделать несколько выводов:
1) Христиане и мусульмане поклоняются разным Богам.
2) Цель христианина – стать богом через обожение, церковные таинства, признав спасительную жертву «Бога Иисуса Христа» за грехи всего человечества, возблагодарив его, совоплотиться с ним и уподобиться Ему во всем.
Цель мусульманина – уверовать в Бога – создателя всего сущего, Аллаха, который не равен и не подобен никому, творить добро и всецело покориться Создателю, исполняя Его заповеди.
Какой путь для Вас ближе и понятнее?