Найти тему
maria pozyvailova

Как узнать, что ребенок отстает в развитии?

Я решила писать и про профессиональные книги тоже. Поэтому начну с книги Дмитрия Николаевича Исаева "Отстающий в развитии ребенок". Тираж книги был крошечный - 1000 экземпляров, в профессиональном издательстве "Речь". Книга впоследствии не переиздавалась. Мне она досталась с одного из прежних мест работы: там выбрасывали книги, освобождали помещение библиотеки.

Обложка книги
Обложка книги

Изданная в профессиональном издательстве, эта книга адресована родителям и педагогам, которые работают с условной "нормой", т.е. это скорее почти 200 страничный информационно-просветительский буклет.

В книге 10 глав, про каждую из которых напишу подробнее, а в конце текста размещу ссылку на информативный тест для детей от 7 до 12 лет.

Глава 1. Какие специалисты - друзья и помощники семей, воспитывающих детей с трудностями в развитии?

В первую очередь это врач-педиатр, который может оценить физическое развитие ребенка и при необходимости направить к другим специалистам (неврологу, сурдологу, офтальмологу, ортопеду). Во вторую - детские психологи, воспитатели в детском саду (ГКП) и логопед (да, не после 4 лет, а в формате ежегодной диспансеризации).

Глава 2. Что может стать причиной отставания психического развития?

Причины, вызывающие задержку психического развития, разнообразны. Чаще всего это наследственные причины, связанные с изменением (мутацией) генов, серьезным аутоиммунными заболеваниями у матери во время беременности и другими. На втором месте - врожденные причины, которые связаны с резус-конфликтом, внутриутробными инфекциями, химическими и физическими воздействиями и острым стрессом у матери. Третья группа - приобретенные причины - осложнения в течении родов, черепно-мозговые травмы до года жизни, социальная депривация.

Глава 3. Ранние проявления отставания в психическом развитии.

Умышлено не буду давать здесь описания норм и вариантов развития. (хотя в книге они детально описаны). Вместо этого предлагаю родителям детей в возрасте от 0 до 48 месяцев пройти Денверский скрининговый тест, результаты которого можно обсудить с педиатром, неврологом или детским психологом. Если ваш ребенок старше, то просто пропустите эту главу.

Глава 4. Проявление отставания у детей в школьном возрасте.

Чаще всего задержки развития в этом периоде обнаруживаются в связи с трудностями в освоении школьной программы и учебных навыков. Как правило это сочетается с нарушениями в развитии высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, речи, мышления и эмоционально-волевой сферы. Однако в ряде случаев они могут быть связаны с нарушениями психомоторного развития, отсутствием социально-бытовых навыков и особенностями в развитии коммуникативной сферы.

Глава 5. Ухудшение психического состояния детей, отстающих в развитии

Как правило ухудшение состояния связано с декомпенсацией и трудностями адаптации к социуму, что вызывает нарушения поведения и атипичное протекание возрастных кризисов.

Глава 6. Нарушения поведения у отстающих детей

Разворот с описанием вариантов нарушения поведения
Разворот с описанием вариантов нарушения поведения

В книге достаточно подробно описаны ключевые варианты уже сложившихся нарушений, поэтому здесь упомяну те поведенческие реакции, на которые стоит обратить внимание родителям дошкольников и младших школьников: реакции протеста (при ограничении свободы дети убегают, не слушаются, дерутся); реакции оппозиции (постоянное упрямство, желание делать назло); реакции имитации (подражание плохим действиям взрослых); реакции компенсации и гиперкомпенсации (возникает как ответ на то, что раньше не умел делать, но в опасной или неприемлемой форме).

Глава 7. Неврозы, психогенные реакции и психосоматические расстройства у отстающих в психическом развитии детей.

Известно, что под влиянием трудных жизненных обстоятельств у детей закрепляются эмоциональные реакции.

Часто встречающиеся на жизненном пути ребенка с отставанием в развитии трудности могут привести к невротическим расстройствам, которые могу проявляться как на уровне поведения или эмоциональных проявлений, так и на уровне телесных реакций.

Глава 8. Терапия и профилактика отставания в развитии детей

Разворот книги из главы 8
Разворот книги из главы 8

В этой главе автор подчеркивает необходимость комплексного подхода в терапии: сочетание медикаментозного подхода с коррекционно-педагогическим и психолого-социальным. Подробнее останавливаться не буду, но в качестве спойлера - описаны стратегии лечения всеми ключевыми препаратами.

Глава 9. Коррекционные воспитательные и педагогические меры в семье

Воспитание отстающих детей в семье должно стать частью лечебно-восстановительной работы, которую проводят специалисты.

Ключевая роль родителей любого ребенка - это забота о нем, его эмоциональном благополучии и помощь в формировании картины мира.

Глава 10. Психопрофилактика отставания в развитии детей.

Ранее выявление и своевременная помощь, а других не евгенических способов еще не придумали.

П.С. Обещанная ссылка на тест для детей от 7 до 12 лет. Лучше всего скачать и распечатать.