Музыкальная карьера Стиви Уандера (Stevie Wonder) длится уже шесть десятилетий. И всё это время его удивительный талант – а он и автор, и певец, и мультиинструменталист, - продолжает восхищать любителей музыки во всём мире.
Хочу вам напомнить одну из его самых известных песен – заводную и вечнозелёную “Superstition”, - у которой необычная история создания.
Вот как она звучит в каноническом исполнении Уандера.
Но, вообще-то, песня была детищем как Уандера, так и другого легендарного музыканта – замечательного английского гитариста Джеффа Бека (Jeff Beck).
Обычно Уандер, будучи мультиинструменталистом, старался сам записывать партии инструментов на своих пластинках. Но гитаристом Уандер не был, поэтому, когда он узнал, что Бек неоднократно хвалебно отзывался о его творчестве и высказывал пожелание о сотрудничестве, решил пригласить звёздного гитариста поучаствовать в записи. Бек появился в студии у Стиви в момент записи альбома “Talking Book” (1972). Музыканты договорились, что Бек сыграет в нескольких песнях альбома Уандера, а Стиви напишет для Бека песню.
Бек приехал на студию к Уандеру, и во время перерыва между дублями – а в этот момент записывалась песня "Lookin‘ for Another Pure Love", - неожиданно сел за ударную установку и начал играть эффектный ритм. Уандер сразу среагировал на барабанный рисунок Бека и попросил продолжать. Сам он при этом стал импровизировать на Hohner-клавинете – клавишном инструменте, который известен характерным острым звуком. Буквально через несколько минут образовалась базовая структура песни “Superstition”.
На этом фото Стиви Уандер, Джефф Бек (стоит) и барабанщик Кози Пауэлл (Cozy Powell) в студии во время записи альбома Уандера “Talking Book”.
Через несколько дней песня была полностью закончена Уандером, и он принял решение, что отдаёт её Беку (причём в соавторах фамилия Бека не значилась!). Идея Уандера была такая: первоначально Бек выпустит свою версию - вместе с недавно сформированным power-trio Beck, Bogert & Appice.
Однако дебютный альбом трио был отложен лейблом Epic Records. Параллельно руководитель фирмы Motown Records Берри Горди (Berry Gordy) - на контракте у которой был Уандер, - крайне заинтересовался новой песней. Он сообразил, что "Superstition" является потенциальным мега-хитом, а, значит, значительно увеличит продажи альбома “Talking Book”. Уандеру ничего не оставалось, как выпустить песню под собственным именем в качестве сингла, предваряющего релиз альбома. Произошло это за несколько месяцев до выхода в свет версии Бека – она была выпущена в марте 1973 года на одноимённом альбоме “Beck, Bogert & Appice”.
Песню пел бас-гитарист Тим Богерт (Tim Bogert), делал он это очень неплохо, но успешной эта версия не стала
Несмотря на то, что Бек не смог выпустить песню раньше Уандера, зла на Стиви он не держал. Подтверждение тому - концерт, посвященный 25-летию Зала славы рок-н-ролла, который состоялся в 2009 году. На сей раз Бек и Уандер объединили усилия, чтобы исполнить своё совместное произведение. Эта живая версия – просто праздник:
Забавно Стиви выкрикивает: “We’re jamming in New York! We’re jamming in Big Apple!”.
Для музыкантов: обратите внимание на тональность – они исполняют песню в ми-бемоль миноре, оригинальной тональности Уандера (для духовых она удобна), а Бек играет риф в открытой позиции – то есть его гитара настроена на полтона ниже: как тут не вспомнить Хендрикса (Jimi Hendrix).
Ноты, кстати говоря, изданы в оригинальной тональности.
И, в дополнение, ещё одна версия. Это вариант джема с участием Джо Бонамассы (Joe Bonamassa), Тима Богерта и Кармайна Эпписа (Carmine Appice).
Как видите, 2/3 от группы Beck, Bogert & Appice в этой конфигурации присутствовали.
К сожалению, Тима Богерта уже нет в живых – он умер 13 января 2021 года в возрасте 76 лет после долгой борьбы с онкологией.