Найти в Дзене
Киновед в штатском

Чей Конг? Как получилось, что права на Кинг-Конга оказались общедоступными

Сегодня коротенький совсем текст (конец месяца, киновед в запарке) и скорее индустриальный, чем кинолюбительский, но я такие вещи люблю, а самым любимым и интересным я привык делиться. Зацепило меня вот что – в новостях на днях прочитал, что студия Disney взялась снимать сериал про Кинг-Конга. Как же так, должен подумать на этом месте каждый, кто хоть немного интересуется законами Голливуда – разве права на гигантскую обезьяну с острова Черепа не принадлежат компании Legendary Pictures? Разве можно вот так просто взять и начать снимать альтернативную историю заметного для всей массовой культуры персонажа? Оказывается, да. Но случай с Конгом, конечно же, особый. Разбираемся!

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ И (ИЛИ) ЗРИТЕЛЕЙ

Прежде всего, можете выдохнуть – "Годзилла против Конга 2" никуда не денется. Работа над новой частью большой истории, получившей название MonsterVerse, кипит, съемки идут, новости поступают (из последних – сообщают, что Конг и Годзилла в новом фильме объединятся в команду). Тут всё на мази. Но тем загадочнее выглядит объявление Disney о том, что студия подписала контракт с режиссером и продюсером Джеймсом Ваном на съемки отдельного сериала, в котором известные по оригинальному фильму события будут перенесены в наше время. Пресс-релизы бодро сообщают, что проекту дан приоритетный статус, и скоро на экранах появится новый огромный примат.

-3

Чтобы понять, откуда у одной компании вдруг возникла возможность использовать персонаж, занятый в проектах другой, нужно оглянуться назад. Примерно на сто лет. Хорошо, не на сто, на девяносто. Именно тогда на экраны вышел первый фильм об острове Черепа, Кинг-Конге и аэропланах, атакующих Эмпайр-Стэйт-Билдинг. Первой лопату в эту золотую жилу воткнула компания RKO Radio Pictures, лента обрела культовый статус, получила продолжение, но почти тут же запал авторов иссяк. Уже во второй половине ХХ века последовали сперва кроссовер Конга с Годзиллой в японских фильмах, потом перезагрузка от студии Paramount. Наконец, в 2005 году Кинг-Конг сверкнул в проекте Питера Джексона и студии Universal, а в 2017-м переехал во Вселенную монстров Legendary.

-4

Как видите, обезьянка походила по рукам – но это, разумеется, не было воровством или плагиатом, такое обилие желающих получить свои полтора часа славы рядом с Кинг-Конгом объяснялось тем, что в пылу бурного развития Голливуда в 1930-е годы на персонажа должным образом не были оформлены авторские права. Череда судебных тяжб и неоднозначных, однако неукоснительно выполняющихся решений привели к тому, что Кинг-Конг стал всеобщим наследием, корни которого лежат не только на экране, но и в книгах, комиксах и других произведениях. Из-за расплывчатых условий и требований Конг ускользнул от дельцов и стал принадлежать всем.

-5

А ведь свое авторство на Конга заявить пытались многие, и ближе всего к единоличному обладанию правами подошел Мериан Купер, один из сценаристов оригинального фильма 1933 года. В 1960-х, когда японцы задумали кроссовер своего Годзиллы с американским Конгом, они обратились к студии Universal, выкупившей наследие RKO, и та дала свое согласие, но тут в сделку вклинился Купер, заявивший, что вообще-то лицензия на Короля обезьян у него. Преклонных лет мужчина потрясал письмами, в которых якобы указывалась правопреемственность, но суд счел бумаги неубедительными. Мериану Куперу были отданы авторские права только на новеллизацию по мотивам фильма 1933 года, то есть он мог рассчитывать на какие-то выплаты, если бы кто-то указал на книгу отдельно в титрах будущих лент.

-6

В 1976 году, когда за свой вариант "Кинг-Конга" взялась Paramount, ситуация еще больше усугубилась. Купера, точнее уже его сына, суд отфутболил, указав на то, что права на новеллизацию не были своевременно подтверждены и продлены, а правопреемникам RKO студии Universal в любых правах на Конга вообще было отказано. Решение, известное сегодня в Голливуде как "Приговор Купера", привело к любопытной развязке – Конг стал "бесправным", то есть общедоступным, Paramount получила возможность снимать свое кино, не оглядываясь ни на кого, а Universal как владельца фильма "Кинг-Конг" 1933 года присудили выплатить часть прибыли от показов за десять лет наследникам Купера.

-7

Universal выплаты произвела, а затем выкупила права на новеллизацию оригинального фильма у сына Мериана Купера. Следующий шаг студии удивил всех – Universal подала в суд на компанию игровых приставок Nintendo за то, что в их игре Donkey Kong использовались элементы, позаимствованные из мира, описанного в книге по мотивам "Кинг-Конга". Вот только "наезд" этот оказался не особенно успешным – скорее, наоборот. После месяцев юридических тяжб суд вынес решение о том, что из-за запутанных и лишенных документальных подтверждений правовых отношений вокруг Кинг-Конга любые действия с этим персонажем становятся спорными, а потому лучшим ходом будет полностью очистить обезьяну от чужих прав. Так Кинг-Конг обрел свободу.

-8

Да, сегодня любой может писать книги, снимать фильмы, делать игры про гигантскую обезьяну, и даже может называть ее Кинг-Конгом, важно лишь никак не касаться авторских решений других писателей, режиссеров, игровых компаний. Поэтому Конгов в ближайшее время вполне может стать даже не два, а больше, но связаны друг с другом они не будут никак – обезьяна из "Острова Черепа" будет жить своей жизнью, а диснеевской Горилле придумают собственную историю, далекую от встреч с Годзиллой. Тут должно следовать дежурное критическое выступление об отсутствии в Голливуде оригинальных идей и кризисе тем, но я не буду вам врать – мне Конг нравится с детства, и я только рад, что их на экране будет больше.

-9

Такой вот у нас необязательный ликбез на тему "Регистрация права как залог безбедной старости и возможность творить историю", вопрос по этому разделу обязательно будет на экзаменах (шучу (или нет)). А пока – двигаемся дальше, я уже набросал план новых материалов на неделю вперед. Вам нужно лишь заглядывать на канал Киноведа в штатском (или в ТГ-канал, там есть все анонсы и многое другое) и радоваться свежим статьям. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, сфотографируйтесь с обезьянкой, и...

-10

Увидимся в кино!

#кино #кинг-конг #интересное #голливуд #история