Найти в Дзене

«451 градус по Фаренгейту» - огонь, а не книга!

«Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их» (Р. Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»).

С творчеством американского писателя Рэя Брэдбери (1920-2012 гг.) я познакомился в сравнительно зрелом возрасте, в годы армейской службы. В воинской части находилась отличная библиотека, пусть и пришедшая в запустение. Чувствовалось, что некогда её наполняли со знанием дела, с миру по книжке. На нижних полках пыльных стеллажей можно было отыскать отпечатанный на древней машинке «Нерв» Владимира Высоцкого, «Пикник на обочине» братьев Стругацких и прочий самиздат. Именно тогда в мои руки впервые попала книга «451 градус по Фаренгейту».

«451 градус по Фаренгейту – температура, при которой воспламеняется и горит бумага» (Р. Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»).

Зажигательное чтиво. Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту» 2018 г.
Зажигательное чтиво. Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту» 2018 г.

Книга совсем небольшая – при желании её можно осилить за пару вечеров. Да и писалась она немногим дольше. Известно, что Брэдбери печатал свой роман в подвале библиотеки Лос-Анджелеса на пишущей машинке, которую брал в прокат. Полчаса работы на агрегате стоили 10 центов. Всего через 9 дней книга была готова, аренда стоила Брэдбери 9 долларов 80 центов.

А вот во что писателю обошлись такие сосредоточенность и скорость – история умалчивает. Кажется, что в явленой миру антиутопии мастер выстрадал каждое слово. Роман «451 градус по Фаренгейту» можно цитировать абзацами и целыми страницами. Открывай книгу в любом месте и увидишь обнажённую душу творца: «Мы тут так веселимся, что совсем забыли и думать об остальном мире. А не потому ли мы так богаты, что весь остальной мир беден и нам дела нет до этого?» (Р. Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»).

Мастер со своим шедевром.
Мастер со своим шедевром.

Сюжет романа незатейлив и линеен. Событий ровно столько, сколько может выдержать обычный человек. Ведь главное действующее лицо книги Гай Монтэг – не супергерой. Он всего лишь пожарный. Правда, с одним отличием от привычных нам спасателей: он должен разжигать пожары, а не тушить.

Именно бумажная книга стала в мире Брэдбери основным символом инакомыслия и бунтарства. В который раз власть держащие тянут человечество в светлое будущее, точно козу на верёвочке. Зачем козе вообще мыслить, когда вокруг столько развлечений?! Когда гигантские телеэкраны день и ночь крутят бессмысленные мыльные оперы, а в ушах постоянно звучит восторженно-убаюкивающий голос диктора? Люди наконец-то пришли к чему стремились – сытому и безмятежному существованию, где всё давно уже решено за них. Ну а то что мужчин миллионами мобилизуют и отправляют на фронт, а над городком Монтэга проносятся бомбардировщики – ерунда! На войне ведь никто не умирает! Вот от несчастных случаев, в автомобильных авариях – это да. А на войне – никто...

Всё иначе, когда человек начинает читать и потихоньку пробуждает мозг от сна. Тогда он задаёт вопросы – неудобные и расшатывающие основы самого общества. А порой и находит ответы. И в дело вступают пожарные: «Цветным не нравится книга «Маленький черный Самбо». Сжечь её. Белым неприятна «Хижина дяди Тома». Сжечь и её тоже. Кто-то написал книгу о том, что курение предрасполагает к раку легких. Табачные фабриканты в панике. Сжечь эту книгу. Нужна безмятежность, Монтэг, спокойствие. Прочь всё, что рождает тревогу. В печку!» (Р. Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»).

Нелегка работа пожарного. Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту» 2018 г.
Нелегка работа пожарного. Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту» 2018 г.

Роман был написан в 1953 году и для своего времени считался весьма прогрессивным и затрагивал достаточно острые темы. Впервые в сокращённом виде его опубликовали в «Galaxy», и по частям – в самых первых номерах журнала «Playboy». Не всё же голых красоток рассматривать и руку тренировать, надо и мозгам упражняться.

В антиутопии можно провести параллели с существовавшей в США политикой маккартизма, когда Штаты всеми силами боролись с «красной угрозой» и антиамериканскими настроениями, а коммунистическую литературу уничтожали. А незадолго до этого в гитлеровской Германии нацисты складывали огромные костры из «неугодных» книг. «Кто не создаёт, должен разрушать. Это старо как мир. Психология малолетних преступников» (Р. Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»).

Но вернёмся к сюжету. Пожарный Гай Монтэг – большой профессионал. Огнемёт в его руках вершит «правое дело», обращая в пепел домашние библиотеки. Порой вместе с владельцами. «Главная прелесть огня в том, что он уничтожает ответственность и последствия. Если проблема стала чересчур обременительной – в печку её» (Р. Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»). Однако парень оказался «с гнильцой», и как долго тревога и ощущение несправедливости разъедали его душу – можно только догадываться. Подсказку читателю даёт вентиляционная решётка в доме Монтэга. За ней хранятся десятки книг, и каждая – это чья-то загубленная жизнь.

Фёдора Михайловича читает. Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту» 2018 г.
Фёдора Михайловича читает. Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту» 2018 г.

Вернуть пожарного на «путь истинный» и вновь сделать преданным слугой государства можно было бы, вероятно, простым человеческим участием. Проблема в том, что система перехитрила саму себя. Закуклившиеся в удовольствиях люди больше не представляют единого социального организма и не протянут руки помощи ближнему. Да, такими легче управлять. Но и «оступившегося» индивидуума уже не вернуть. «Мне нужно поговорить, а слушать меня некому. Я не могу говорить со стенами, они кричат на меня. Я не могу говорить с женой, она слушает только стены» (Р. Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»).

Впрочем, о чём это я – как маленький, право слово! Ну кому какое дело до отдельных винтиков? Тоталитарная машина пережуёт их, проглотит и даже не поперхнётся. То ли дело брандмейстер Битти – непосредственный начальник Гая. Битти не просто сволочь, а сволочь вдвойне, ибо умён, начитан и, следовательно, ведает, что творит. Брандмейстер способен заткнуть за пояс любого вшивого интеллигента и победить его же оружием – сотнями цитат бессмертны классиков. Но даже в этой несокрушимой стене беззаветной преданности режиму капля за каплей, слово за словом великие писатели протачивают брешь. Скоро и Битти жить станет невмоготу.

На этом дельце можно нагреть руки! Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту» 1966 г.
На этом дельце можно нагреть руки! Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту» 1966 г.

Действующих лиц в романе – по пальцам пересчитать. Гай и его жена Милдред, брандмейстер, юная девушка Кларисса Маклеллан и старик Фабер. Похоже, что и всё. Однако каждый из этих персонажей – настоящий факел, даже бревноподобная Милдред горит ядовитым чадящим мертвенным пламенем. Брэдбери умело разжигает в героях искру, показывает горение (подчас – совсем недолгое), а затем часть факелов гасит. Хватит ли у остальных внутреннего огня, чтобы рассеять наступающую тьму? В помощь – книги, которые сияют крошечными свечами.

В отличие от людских характеров технический прогресс мира будущего писатель показал, скорее, схематично. Да и то лишь как дань жанру – никаких особых чудес и невероятных открытий вы не встретите. Описанные в книге научные достижения для наших современников давно уже не фантастика, а обыденность. Того же Механического пса, вероятно, можно без особого труда найти на каком-нибудь «Алике». Без смертельного жала, естественно.

В остальном же роман продолжает оставаться актуальным. Быть может, даже более актуальным, чем раньше. Бумажные книги, разумеется, сегодня становятся анахронизмом. Да и сжигать их больше не нужно. Люди и сами перестанут читать, достаточно и дальше продолжать воспитывать поколения «тиктокеров» и «ютуберов». «Наша цивилизация несётся к гибели. Отойдите в сторону, чтобы вас не задело колесом». (Р. Брэдбери, «451 градус по Фаренгейту»).

С другой стороны, когда мы жили иначе? Когда не стояли на краю гибели? Когда над нами не нависали то призрак чумы, то силуэт кометы-убийцы? И без помощи извне человечество не раз стояло на грани и было готово сжечь весь мир в пламени ядерного взрыва. Брэдбери считает, что и это не конец. Даже энергия атома не поставит точку в нашем существовании, и мы возродимся из пепла подобно мифическому фениксу.

В завершение пару слов об экранизациях романа. Пригодный для просмотра фильм французского режиссёра Франсуа Трюффо (1932-1984 гг.) вышел в 1966 году. Новодел 2018 года, который снял американский режиссёр Рамин Бахрани, хоть и называется «451 градус по Фаренгейту», но имеет с книгой мало общего. Это, скорее, вольный пересказ на тему с элементами общественной повестки. Какого цвета в нём, думаете, Гай Монтэг?.. Хоть немного проникнуться духом классической антиутопии можно с помощью фильма 2002 года «Эквилибриум» режиссёра Курта Уиммера – в этой картине внимательный зритель найдёт отсылки и Брэдбери, и к Оруэллу.

Кадры из фильма "Эквилибриум" 2002 г.
Кадры из фильма "Эквилибриум" 2002 г.
-7

Антон АГЕЕВ.

Иллюстрации из открытых источников и архива автора.

#книгочей

#антиутопия

#рэй брэдбери

#451 градус по фаренгейту

#эквилибриум

#джордж оруэлл

#огонь

#пожарные

#фантастика

#лучшие книги