Прежде чем начать изложение, хочу сказать , что темой этих воспоминаний является авиация, и в первую очередь гражданская авиация, которой я посвятил практически всю свою сознательную жизнь. Если уж быть точным, - то это от момента поступления в Иркутское авиационное техническое училище гражданской авиации в 1967 году, и до ухода на пенсию в 2006 году. Хотя надо признать, за этот свой трудовой период мне пришлось так же некоторое время служить офицером в Советской армии, - в Ворошиловградском Высшем Военном Авиационном училище штурманов им. Пролетариата Донбасса, и немного поработать на Воронежском авиационном заводе, - сначала доработчиком в отделе эксплуатации и ремонта, а затем техником и бортмехаником самолета в летно-транспортном отряде авиазавода.
А позднее, когда я уже работал в воронежском аэропорту, из за обстоятельств непреодолимой силы, один год я работал электриком в службе ЭСТОП (электро-светотехническое обеспечение полетов) аэропорта. Это был очень непростой период в моей жизни - меня по состоянию здоровья тогда на год списали с лётной работы. Но, основная часть моей трудовой деятельности прошла в Воронежском Объединенном авиаотряде бортмехаником самолета,- сначала Ан-24, а потом Ту-134А и Ту-134А-3 СХ.
В этих воспоминаниях мне хочется рассказать о советской авиации, и о том времени, в котором мне довелось жить, мечтать о небе, учиться и работать, заниматься любимым хобби. Сразу хочу сказать, что выдумывать или фантазировать - как сейчас повсюду это стало нормой и признаком "хорошего тона", я не собираюсь. Практически все события, случаи, истории или забавные эпизоды, о чем я напишу, происходили при мне, либо, что чаще, - я сам и был их непосредственным участником. Как говорится - воспоминания "из первых уст". Лишь иногда мне придется ссылаться на официальные данные из открытых и надежных источников.
Думаю, что эти воспоминания будут интересны всем тем, кто интересуется историей нашей авиации, любит авиационную технику, кто в душе романтик неба и полетов, и тоже работал или продолжает работать в авиации. Но, очень хочу надеяться, что воспоминания заинтересуют и тех, кто о советской авиации знают только понаслышке или по фильмам и книгам (правдивость изложения в которых зачастую вызывает большие вопросы и сомнения), а так же для тех, для кого авиация и полеты, - в силу разных причин, - так и остались неосуществленной мечтой...
И еще - не могу не сказать о том, что долгие годы, да практически всю сознательную жизнь, я увлекаюсь авиамоделизмом, заниматься которым я начал еще школьником в далеком 1960 году. А если принять во внимание авиамоделизм, который называют ещё и "малой авиацией", то получается, что авиационной тематикой пронизана вся моя жизнь, и на сегодняшний день (осень 2022 года) уже составляет шестьдесят два (62!) года! Надо признать - это, как мне кажется, совсем даже и не мало...
Разумеется, только самолетами Ан-24 и Ту-134 моя авиационная судьба не ограничивалась. Мне довелось так же некоторое время работать и летать на легендарных самолетах Ли-2 и Ан-2, полетать курсантом в ДОСААФ на планере Л-13 "Бланик", а в армии служить старшим техником противолодочного турбовинтового самолета-амфибии Бе-12...
Можно ли считать эти мои воспоминания частью своей автобиографии? Не знаю, но мне кажется, скорее да, чем нет. А что касается гражданской авиации, то на моих глазах она, являясь важнейшей отраслью народного хозяйства, из доступного и удобного вида транспорта для всех слоев населения страны, медленно, но уверенно, к началу этого века, превратилась в транспорт для довольно ограниченной части людей, как правило с весьма высоким достатком, а так же для тех, кого в наше время принято называть "элитой".
Я не открою Америку для читателей , если напомню, что за минувшие пару десятилетий (а по сути с середины 90-х годов) в России и большинстве стран бывшего СССР, закрыто огромное число аэропортов, аэродромов и посадочных площадок.
Закрыты большинство учебных заведений гражданской авиации, уже много лет не создаются новые отечественные гражданские самолеты и вертолеты, а старые, советского производства, уже выработали все мыслимые ресурсы, большинство из них давно списаны и утилизированы. Значительно уменьшилась и сеть воздушных линий (и это в такой огромной стране!), а уж что касается местных воздушных линий и малой авиации - во всех регионах страны они практически умерли. Их теперь нет в принципе...
Однако, довольно о грустном. Тем более, что в наше время любой человек, даже не интересующийся авиацией, уже неоднократно слышал или читал о развале и крахе гражданской авиации в различных СМИ. А я хочу немного рассказать о своем пути, о той, в те годы крупнейшей в Мире, авиакомпании Аэрофлот, о своей работе, о наших самолетах, о людях, с которыми мне пришлось работать, о забавных или поучительных историях и случаях из своей жизни, и, конечно, о том времени и стране, которые остались в прошлом...
(В воспоминаниях используются фотографии как из личного архива, так и из открытых источников)