Всегда ли вы, глядя на экран в кинотеатре, можете сказать, что именно вы видите? Возможно, вы удивитесь, но это может быть не привычная компьютерная графика, а химическая. Химические реакции могут рисовать на киноэкране причудливые инопланетные пейзажи, пугающие имитации ядерных взрывов и другие кадры.
Использовать химические реакции в кино одним из первых предложил советский кинооператор и сценарист Борис Травкин. Он использовал съемку химических и физических процессов для получения самых многообразных визуальных эффектов. Травкин назвал этот метод съемки ФОКАЖ, что расшифровывается как «форма, образованная контактом активных жидкостей».
Целиком в этой технике он снял фантастический фильм «Космос, Земля, космос», который был представлен в 1970 году. В течение десяти минут химические реакции образовывали на экране разнообразные динамические формы, фантастические образы, которые ассоциировались с космическими явлениями.
На самом же деле эти явления происходили в маленькой плоской кювете размером 9 на 12 сантиметров и в небольшом аквариуме, куда вводили химический состав из воды или органических растворителей, а после по каплям добавляли окрашенные жидкости или субстанции, взаимодействующие с основной средой. Размер съемочного поля при этом составлял всего несколько миллиметров.
Похожие приемы использовались и в других известных фильмах. Например, в знаменитой картине Тарковского «Солярис» использовалась методика Травкина: живой и мыслящий Океан в фильме был создан из ацетона, алюминиевой пудры, и красителей.
Хотя современная компьютерная графика кажется почти всемогущей, многие режиссеры до сих пор используют настоящие химические реакции, чтобы создавать сцены в своих фильмах.
Похожий прием использовал легендарный Даррен Аронофски в своем фильме «Фонтан». Режиссер говорит, что 98% фильма сделано без участия компьютерных эффектов.
Получилось что-то вроде собранного на компьютере коллажа, в котором все элементы тем не менее были строго органическими, рожденными в чашке Петри.
Пожалуй, самая смелая часть фильма Терренса Малика «Древо жизни» — «Рождение Вселенной» — также снята с помощью микробиологии.
Надеемся, современные и будущие режиссеры также не забудут о силе химии в кино и будут продолжать использовать химические реакции в своих фильмах. А СИБУР их всегда поддержит. Уже сейчас в Cвoбoднoм cтapтoвaл пpoeкт «Kинoмoлoдocть». СИБУР в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел» oткpыл cмeны лaгepя кинoпpoфeccий для дeтeй oт 12 дo 17 лeт.
Подростки примерили на себя кинопроизводство, научились обращаться с техникой, работать с актерами, выставлять свет и даже сняли свои первые кадры. В фильмах ребят снимутся известные актеры — Заурбек Байцаев и Александр Мартынов. А сами дети выступят в роли и сценаристов, и режиссеров, и операторов, и актеров, и гримеров. Кто знает, может, через пару лет мы увидим эти фильмы на большом экране?
#СИБУР #КИНО #НАУКА