Вернемся к рассказу о жизни моей одноклассницы. Вернее, сейчас речь пойдет о ленкиной школьной любви, Толике. О нем я упоминала вот в этой статье
В моем словарном запасе слово "абьюз" появилось несколько лет назад. Услышала я его в какой-то юридической передаче, разумеется о том, как муж издевается над женой, и заинтересовалась, каково же его определение. Итак,
"Абьюз - это отношения, в которых присутствует модель "агрессор-жертва".
И еще - "абьюз - гендерная проблема. Женщины сталкиваются с ним чаще мужчин".
И, если в отношении женщины или ребенка, мне было все более или менее понятно - физическое насилие, как реальный пример - Лена и ее отец, Лена и ее первый муж, то вот примеров абьюза в отношении к мужчине я не представляла. Ну никто никогда не рассказывал мне о семье, где жена, грубо говоря, лупит мужа. Описанные в комментариях к этой статье
случаи применения сковородки примером абьюза по отношению к мужчине послужить не могут, это средство защиты от абьюзера.
И вот мой одноклассник Толик. Толик вырос в многодетной семье. Отец - механик на автобазе, мама - воспитатель в детском саду. Толик старший, есть еще 2 брата и 2 сестры. В старших классах Толик очень нравился девочкам. Лично у меня была другая школьная любовь, но за Толяном бегали многие. В том числе и дочка директора нашей градообразующей фабрики Наташа. К ее глубокому разочарованию, Толик выбрал Лену. Когда Лена, не дождавшись Толика из армии, вышла замуж за сына родительских друзей, мы, одноклассники очень жалели парня.
Все жалели, кроме директорской дочки. Ее отец остался директором и после распада СССР. К тому же, наверное, стал одним из акционеров. Наташа поступила в московский ВУЗ. Я так думаю, что, если бы ей в Москве подвернулся какой-нибудь престижный, по ее мнению, жених, то про Толика она бы мигом забыла. Подходящий жених не подвернулся. Более того - ее отчислили с третьего курса. Это в нашей школе она была круглой отличницей и медалисткой. Для маленьких моногородов, типа нашего, директор градообразующего предприятия это бог и царь. Попробовали бы учителя не ставить его дочери пятерки и не дать золотую медаль. Привыкшая с детства к своей звездной роли, так же звездно Наташа уехала в Москву. Представляю ее чувства, когда оказалось, что для столицы директор глубоко провинциальной фабрики - никто. Знаний не хватало, пятерки просто так никто не ставил. Конечно, папа ездил и платил, но даже этого было недостаточно. И женихи столичные мимо проходили. В общем, в очередной свой приезд папа просто забрал дочку и устроил в ВУЗ рядом с домом. А тут и Толик из армии вернулся.
Как они сошлись и поженились я не знаю. Мама просто рассказала об этом, как о свершившемся факте. На встречах выпускников ни Наташи, ни Толика не было. Наташу не звали. Одноклассники ее не любили за высокомерие. Соответственно, Толик, как муж, тоже не ходил. Я как-то спросила парня, одноклассника, о Толике - тот махнул рукой - дурак Толян, по расчету женился, пожалеет потом.
Думается мне, что жалеть Толик начал очень быстро. Родители невесты были не в восторге от того, что породнятся с бедной многодетной семьей. Но дочка хотела замуж. Ладно. Жениху было поставлено условие - поступаешь на заочное в ВУЗ. В этом ничего плохого нет - без образования плохо. Но будущий тесть сам выбрал для Толика и ВУЗ, и специальность. Вроде бы тоже ничего - это образование по профилю градообразующего предприятия. Поможет при карьерном, так сказать, росте. Толик работал и учился, родились два сына.
С семьёй Толика семья Наташи не общалась. Наверное, только на свадьбе и сидели за одним столом. А потом - их не приглашали на семейные торжества, внуки не ходили к бабушке и дедушке с отцовской стороны. Невестка, разумеется, тоже не посещала. Знаю от мамы Толика. Она внуков, наверное, только краем глаза и видела.
Надо сказать, что у Наташи была очень властная и высокомерная мать. При СССР ей, разумеется, приходилось работать - как-никак статья за тунеядство была. Работала на полставки в местной администрации в канцелярии. После распада Союза необходимость в работе отпала, муж был вполне обеспечен, и Надежда Николаевна, так скажем, посвятила всю себя семье.
Выражалось это в поездках по магазинам на служебной машине мужа с использованием водителя в качестве грузчика и носильщика, и в тотальном контроле над семейной жизнью своих детей.
В директорской семье, кроме дочери Наташи, был еще старший сын Владислав. Владислав очень отличался от всей этой семьи. Ни капли высокомерия, получил золотую медаль в школе вполне заслуженно. Моя мама была у него классным руководителем. Мама рассказывала мне многое, и про этого юношу всегда только хорошее, говорила, что далеко пойдет, очень умный парень. Так его и одноклассники любили. Вот он благополучно окончил московский ВУЗ, женился на любимой девушке и первое время работал у отца на предприятии.
Надежда Николаевна тут же принялась контролировать семейную жизнь сына. Выражалось это в следующем: невестке указывалось, что покупать из продуктов, какие вещи носить, с кем общаться. Также неоднократно и настоятельно предлагалось бросить работу и "посвятить всю себя мужу и детям", благо материальных проблем не имелось. Неблагодарная невестка свекровь не слушалась, дружила с неподходящими подругами и категорически не хотела бросать работу. Работала она врачом, задерживалась на работе во время вечерних приемов. А еще и ночные дежурства. Надежда Николаевна была крайне недовольна и сетовала, как сын неудачно женился.
Сын в этой ситуации повел себя как настоящий мужчина. Обладая не менее сильным характером, чем мать, велел маме не трогать жену. А когда дело дошло до угроз лишить материальной и другой поддержки просто уволился и переехал с семьей куда-то очень далеко - в Сибирь или на Дальний Восток.
Обиженная на сына Надежда Николаевна с удвоенной энергией взялась за семью дочери. Тут ей было где разгуляться. Наташа полностью поддерживала маму во всех ее начинаниях. Контролировались все передвижения зятя. Из бюро пропусков по личной просьбе жены директора сообщали, в какое время Толик ушел с работы. Надежда Николаевна точно знала сколько времени занимает дорога домой. В случае, если Толик приходил позже, устраивался форменный допрос - где был, что делал. Если зять собирался в гараж - дотошно узнавалось зачем, что будет делать с машиной и сколько времени это займет. В качестве эксперта при разговоре присутствовал директорский шофер. Толик шел в гараж - теща засекала время.
Это самые известные и самые бредовые ситуации. К своим родным Толик забегал редко и совсем ненадолго.
Карьера - а что карьера? Особых успехов не было, все прекрасно знали, чей Толик зять, как к нему относятся в семье. Мужики считали его тряпкой, в профессиональном плане мой одноклассник не блистал.
И Толик жил так несколько лет. Он мужчина, он мог уйти от нелюбимой жены в любой момент. И ему было куда уйти - родители с радостью пустили бы его к себе. Работа? Да, с предприятия тестя бы уволили, но мужчине с высшим техническим образованием даже у нас нашлась бы работа. Дети? Сыновей воспитывали теща и жена, они отца ни во что не ставили. Брат Толика уехал в другой город и неоднократно предлагал тому бросить все и переехать к нему, начать заново, так сказать. Толик не мог решиться.
И вот кажется мне, что в этой ситуации семья жены Толика выступает в качестве абьюзеров, а Толик - пример мужчины - жертвы абьюза. Может быть, конечно, материальные блага для Толика были важнее всего, ради них терпел.
И все равно какая-то психологическая зависимость налицо.
И никакого физического насилия.