На пороге стоит осень с самым первым школьным днём... Ну как не поговорить в такое время о фильмах "школьных"? Решительно никак! Тем более, что фильмов про "школьные годы чудесные" и про первую любовь в советское время было снято немало. Но сегодня я предлагаю вам вспомнить картину, стоящую в этом славном ряду несколько особняком - фильм режиссёра Павла Любимова "Школьный вальс", снятый им в 1978 году на киностудии имени М. Горького.
Впервые в истории отечественного кино режиссер рискнул заикнуться о том, что любовь старшеклассников может быть не только платонической, - кто бы мог подумать??? Но фильм, конечно, не об этом, - физическая составляющая первого чувства стала в картине лишь одним из обстоятельств, помогающих увидеть и понять героев, раскрыть их характеры.
А вот образы главных участников любовного треугольника - Зоси, Дины и Гоши - можно назвать довольно типичными для советского кино. Сильные женщины, - а и Зосю и Дину, несмотря ни на что, можно назвать сильными, - сами решают свою судьбу, а заодно и судьбу любимого мужчины.
Мужчина же (наверно, можно так назвать главного героя, хотя он юн годами и слаб душой) позволяет решать за себя и плывет, плывет по течению... Собственно, об этом и фильм - не будь тряпкой, отвечай за свои поступки - и думай, что делаешь. А в противном случае не будет у тебя ни настоящего, ни будущего, и лишь прошлое из прекрасного далека помашет тебе рукой на прощание, посияет огнями школьных классов.
Главные "девичьи" роли в фильме исполнили чудесные актрисы - Елена Цыплакова и Евгения Симонова. Обе они были к моменту съёмок уже старше своих шестнадцатилетних героинь, Цыплаковой было двадцать, а Симоновой - двадцать два года. Но девушки абсолютно убедительны и органичны в ролях старшеклассниц и не вызывают ни малейшего ощущения недостоверности. У меня скорее вызывала вопросы "повзрослевшая и замужняя" Дина Евгении Симоновой, уж очень она была похожа на девочку, надевшую мамины туфли. )
А вот главный герой как-то не очень убедил. Да, он и не должен быть чересчур ярким и харизматичным, но Сергей Насибов сыграл уж очень никакого парня. Непонятна, из-за чего так ломали копья и переживали две умные, красивые и сильные девушки. Ну, любовь зла...
Кстати, любопытный факт. Если верить Елене Цыплаковой, именно она настояла на той концовке фильма, которую мы знаем. Режиссер хотел сделать финал более оптимистично-открытым, оставив для героев надежду. А в результате Зося уходит к сыну, не обернувшись на оставленное прошлое и так и не простив предавшего ее однажды всё еще любимого мужчину.
Но из всей троицы главных героев фильма она мне кажется в итоге самой счастливой. У нее есть в этой жизни сын - реальный, настоящий, живой.
А у Дины с Гошей не осталось ничего, даже надежды.