Найти тему

Троллейбусная сеть в «игрушечном» Ашхабаде: нынешний пример развития Московского троллейбуса

Речь зайдет о необычной, на мой взгляд, троллейбусной сети, которая располагалась в столицы Туркменистана.

Страна находится в Средней Азии и по сути, большую часть её территории занимают пустыни. Необычна она также тем, что является, по сути закрытой.
О всех её достоинствах, а также недостатков, вы можете узнать у блогеров-путешественников, а также Watan Habarlary (правительственный телеканал), чтобы сделать выводы самим.
Автор фото: Гкъоэ Къху. Источник — transphoto.org
Автор фото: Гкъоэ Къху. Источник — transphoto.org

19 октября 1964 года в Ашхабаде было открыто троллейбусное движение. Новенькие ЗиУ–5 открывали движение по двум маршрутам:

  • № 1 «улица Павлова — 6-й микрорайон»;
  • № 2 «Ботанический сад — Железнодорожный вокзал» (кольцевой).
Центральный парк культуры и отдыха имени ХХ-летия ВЛКСМ. На фоне — ЗиУ-5. Фото: Т. Бакмана и А. Наталиной. Источник — transphoto.org
Центральный парк культуры и отдыха имени ХХ-летия ВЛКСМ. На фоне — ЗиУ-5. Фото: Т. Бакмана и А. Наталиной. Источник — transphoto.org

1968 год — запущен маршрут № 3 «улица Энгельса — Железнодорожный вокзал», который являлся по сути укороченной версии «двойки».

ЗиУ-5Г на 3-м маршруте. Фото: Мишин А.Л.. Источник — transphoto.org
ЗиУ-5Г на 3-м маршруте. Фото: Мишин А.Л.. Источник — transphoto.org

1969 год — запущен маршрут № 4 «Бульвар Космонавтов — 10, 11 микрорайон».

ЗиУ-5 на фоне здания управления Каракумстроя. Автор фото — Станислав Корытников, источник — visualrian.ru.
ЗиУ-5 на фоне здания управления Каракумстроя. Автор фото — Станислав Корытников, источник — visualrian.ru.

1970 год — запущен маршрут № 5 «улица 1 мая — 10, 11 микрорайон».

На фоне Туркменского Государственного медицинского института. Фото: Анна-Мухамед Клычев. Источник — transphoto.org
На фоне Туркменского Государственного медицинского института. Фото: Анна-Мухамед Клычев. Источник — transphoto.org

1971 год в троллейбусной системе стал богат на открытие маршрутов. Открылся сначала маршрут № 6 «бульвар Космонавтов — улица 3-й Пятилетки», а затем последовало открытия маршрута № 10 «проспект Ленина — Железнодорожный вокзал», который стал самым коротким в истории сети.

Схема: Maksimus. Источник — transphoto.org
Схема: Maksimus. Источник — transphoto.org

В советский период времени поступали троллейбусы ЗиУ-5*, а также хронологически ЗиУ-9*

После приобретения независимости в Туркмении не начали закрывать троллейбусную сеть, а скорее наоборот, стали её развивать.

В середине 90-х закупили 10 троллейбусов ЗиУ-10* (известные, как «троллейбусы–гармошки»), а также продукция заводов независимой Украины — несколько троллейбусов ЛАЗ-52522, а также 10 единиц ЮМЗ Т2.

Работа по развитию троллейбусной сети на этом не заканчивались. В 2000 году был запущен троллейбусный маршрут № 8, который проходил от Автокомбината до сельскохозяйственного университета.

Также, в этот период времени произошла закупка 46 единиц Skoda 14TrM, которая была крупной и последней в истории Ашхабадского троллейбуса.

Фото — vk.com/moderntm
Фото — vk.com/moderntm

Обратный отсчёт троллейбусной системы пошёл в 2008 году, когда город стал «преобразовываться и перестраиваться». Знакомо, москвичи? Стали закрываться троллейбусные маршруты, списываться подвижной состав. Остался только маршрут № 1 «Депо — Автокомбинат», с выпуском 24/18 машин и интервалом 4-5 минут. Из подвижного состава остались только троллейбусы Skoda 14TrM.

Момент «икс» наступил 31 декабря 2011 года — это стал последним днем работы троллейбусов на маршруте, уже с 1 января 2012 года в Ашхабаде троллейбусное движение официально было закрыто.

48 лет троллейбус функционировал на благо жителей и гостей столицы, однако не только перестройка города положила конец виду транспорта. Высокие цены на электричество, дешёвое дизельное и газовое топливо, а также стоимость модернизации инфраструктуры сети поставили крест на дальнейшее её существование. Однако, были деньги на перестройку города по книжкам советского градостроительства, поэтому статья имеет в названии слово «игрушечный».

Подобным путем пошли и другие города нашей необъятной, однако дефицита электроэнергии у нас не было помине, а есть дефицит квалифицированных работников в сфере транспорта, что и повлёк за собой закрытие сетей электротранспорта в некоторых точках административно-территориальной карты страны.

-9

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях:

Telegram–канал: Уфимский транспорт

Сообщество ВКонтакте: Уфимский транспорт

Сообщество в Одноклассниках: Уфимский транспорт

#уфимскийтранспорт #электротранспорт #троллейбус

#туркменистан #зиу #ашхабад #обществоилюди #городскойтранспорт #общественныйтранспорт #skoda