Рубрика КОРАБЛИ
В моем представлении "Летучий Голландец" выныривает словно подводная лодка из неоткуда, открываются пушечные порты в два ряда - ну просто линейный корабль! И капитан осьминог кричит - Всех на дно!
Однако некий Поспелов в своей книге Парусники утверждает что прозвище "летучий голландец" Приклеилось вполне мирном торговому паруснику со звучным названием флейт за его стремительный вид. Что имел ввиду автор называя стремительным видом средневековое корыто? Пришлось разбираться в вопросе.
Во первых соотношение длины к ширине у флейта было 4:1, а у его предшественников каракк и коггов 3:1. Из опыта гидродинамики известно что "длина бежит", а значит флейты уже имели потенциал быть быстрее ранних версий торговых судов Северной и Западной Европы. Длина и более глубокая осадка давали флейту ещë одно важное преимущество - способность ходить круто к ветру. Таким образом флейт мог совершать ежегодно четыре плавания из Голландии в Балтику вместо двух у привычных каракк или коггов . Добивало конкурентов ещë и то, что флейты были более грузоподъемные при меньшем экипаже. Последнее достигалось как ни странно за счëт того что мачты в то время начинают делать составными, то-есть применяют стеньги. Мачты получались выше, и паруса становились выше и уже, а реи короче. Чем короче рея тем меньше матросов надо на еë обслуживание. Есть утверждение что на флейтах впервые появился штурвал.
И конечно стремительный вид флейтам придавала плавная грушевидная форма корпуса более обтекаемая чем примитивный корпус какого нибудь когга.
Есть мнение что уменьшенная площадь палубы получившаяся за счëт грушевидной формы корпуса нужна была предприимчивым голландцам, что бы обманывать портовых чиновников и платить меньшую пошлину. Вероятно так оно и было, но при внимательном рассмотрении можно заметить что линейные корабли Испанского флота в поперечном разрезе тоже имели форму грушы.
Однако такая "машка-неваляшка" получалась очень валкая и если добавить к этому и то что грузовые трюма плохо вентилировались - это была причина почему флейты почти не использовали при перевозке рабов. Бедняги дохли в собственной блевоте. Представляете какого было несчастным Отцам-Пилигримам (о которых я писал в предыдущей статье) в циклонах Северной Атлантики? Их корабль был как раз флейт Mayflower. Но на в самом деле количество случившихся трупов говорит, что поездка Пилигримов больше походила на летний средиземноморский круиз. Причина в том что бортовой качки почти нет на курсах бейдевинд, которыми должен был двигаться флейт Пилигримов против западных ветров. А вот рабов возили пассатами и на полных курсах "летучего голландца" раскачивало как следует, чтобы из бедных совсем немотивированных на такую поездку африканцев вылетала душа.
Вообщем, флейт был настолько удачным кораблëм что на какое-то время Голландцы завоевали мировые торговые пути, вытеснили оттуда всех конкурентов и обеспечили своей стране статус мирового перевозчика . Именно поэтому англичане , не имея возможности победить голландцев в обычной конкурентной борьбе , вынуждены были начать серию войн с молодой республикой , дабы таким путем уничтожить монополию Нидерландов на морскую торговлю. Но это уже другая история…
Информация взята из интересной книги Поспелова "Парусники", частью из Википедии и добавлены мои собственные комментарии и размышления. Обо всëм этом думаю, но ещë больше о том, что спустя 400 лет от трансатлантического путешествия флейта Mayflower, он снова появился в океане!