Всем привет! По просьбе подписчиков публикую статью «Точные науки в медицинском университете». Набор тем, время изучения предмета и форма итоговой аттестации могут отличаться в разных университетах, а также у студентов, поступающих в разные годы.
Основы научной работы в медицине (ОНИР)
Предмет призван помочь студентам в выполнении их первых научных исследований (написание статей и курсовых работ). Первый раздел дисциплины посвящен общим вопросам научного исследования – классификация наук, виды студенческих научных работ, определение цели, задач, объекта и предмета научного исследования, работа с литературой, оформление результатов работы, методы научных исследований. Второй раздел дисциплины посвящен математической статистике. Мне очень нравится ОНИР; методические материалы по предмету составлены в полном соответствии с современными правилами статистической обработки научных данных.
Физика
В курс физики входит изучение физические основы лабораторной (тензиометрия, вискозиметрия, микроскопия, фотоэлектрокалориметрия, спектроскопия, поляриметрия, рефрактометрия) и клинической (ультразвуковое исследование, электрокардиография, электромиография, электроэнцефалография, томография, аудиометрия, измерение артериального давления, реография) диагностики, некоторых физиотерапевтических процедур (гальванизация, УВЧ-терапия), элементы биофизики (мембранный потенциал). На каждом занятии проводился устный опрос или тестирование, после этого – лабораторная работа. Формульный материал значительно проще, чем в 10-11 классах физико-математического профиля. Именно поэтому физика в медицинском университете – интересный и простой предмет, который должен заинтересовать любого будущего врача. Кстати, 15-20 лет назад по дисциплине сдавали экзамен.
Математика
В рамках данного курса студенты-медики осваивают основы математического анализа (производные и дифференциал, интегрирование, решение дифференциальных уравнений), элементы теории вероятности и математической статистики (теория вероятностей, случайные величины, распределение). Это довольно сложные темы, богатые формульным материалом, и необходимость их изучения не столь очевидна, как, например, значение медицинской и биологической физике. Тем не менее, дифференциальные уравнения применяются в фундаментальной медицине для моделирования роста популяции бактерий, роста клеток, их разрушения повреждающими факторами, анализа электрофизиологических явлений (Основы высшей математики, Н.Л. Лобоцкая, 1973). Производные используются для изучения распределения лекарств в организме, элементы теории вероятности – для решения различных задач, например, выбора метода анализа статистических данных.
Современные информационные технологии в медицине (дисциплина по выбору).
На этом предмете можно узнать о работе в пакетах программного обеспечения Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Access, Microsoft Power Point и браузерах. Дисциплина однозначно пригодится тем, кто хочет заниматься научными исследованиями в университете (к ним относится даже написание курсовой или статьи), получить ученую степень, вести медицинские исследования, работать в собственной клинике или на административных должностях.
Медицинская информатика
Значительная часть материала, изучаемого в данном курсе, относится к применению информационных технологий в общественном здоровье и здравоохранении (прикладные программные средства в медицине, технические аспекты информатизации (например, выбор типа принтера или монитора), основы использования сети Интернет, телемедицинские технологии, медицинские информационные системы, моделирование лечебно-диагностического процесса, применение искусственного интеллекта, автоматизированное рабочее место медицинского работника, электронная медицинская карта, защита медицинской информации, мониторинг состояния здоровья населения, персонифицированный учет пациентов, факторы риска использования компьютерной техники и многое другое). Однако по предмету изучения, а также по некоторым темам (использование методов математической статистики в здравоохранении и основные статистические программы) она относится к точным наукам в программе медицинского университета. Знания, полученные при изучении медицинской информатики, пригодятся, прежде всего, при работе в клинике (после окончания университета).
Общественное здоровье и здравоохранение, управление и экономика здравоохранения
Этот предмет изучается на 4 курсе, поэтому пока я не могу сказать про него что-то определенное; тем не менее, внутри него есть большой блок информации, посвященный применению статистических методов в управлении здравоохранением.
Помимо названных предметов, математические методы применяются в общей химии, гигиене, фармакологии (а следовательно, и в клинической медицине).
Сейчас студенты изучают новые дисциплины, отсутствовавшие в нашей программе и связанные с точными науками (например, математическая статистика).
Так что в университете, а зачастую и после его окончания, врач сталкивается с точными науками
Если Вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал
#медицинский ВУЗ #студент-медик #точные науки #медицина