Владимир Звоновский (социолог):
"Несколько дней назад я писал о том, что мы планируем опрос жителей Самарской области на актуальные темы. И даже предлагал "сброситься" на этот опрос. На призыв отозвалось только два жителя Самарской области, за что им огромное социологическое спасибо. Тем не менее, исследование мы провели и здесь я буду выкладывать краткие его итоги и ссылки на полную версию (в первом комментарии).
Начнем с оценки влияния санкций на экономику страны в массовом сознании жителей Самарской области
Основные выводы
1. Половина жителей Самарской области поддерживает идеи экономической автаркии России и лишь около четверти считает, что для развития экономики страны необходимо развивать сотрудничество с другими странами.
2. Однако, наиболее активно идею «опоры на собственные силы» разделяют те социальные группы, которые сами уже покинули экономику страны (неработающие пенсионеры, люди старше 60 лет). Напротив, те, кто лучше всего знаком с актуальной ситуацией на предприятиях – руководители, квалифицированные специалисты, - чаще других групп настаивают на необходимости сотрудничества с другими странами
3. Значимое влияние на поддержку автаркии оказывает уровень внимания и доверия государственной пропаганде. Напротив, недоверие ей, отчасти выраженное в использовании VPN, усиливает позиции сторонников сотрудничества.
4. Реальные проблемы, возникающие в результате действия санкций и ухода крупных западных компаний из России, по-разному влияют на поддержку автаркии. В тех секторах, где уход уже состоялся (автомобилестроение), их разделяют, вероятно, поневоле. А там, где санкции еще не стали работать (нефтепереработка), доля противников изоляции выше средней по области.
5. С другой стороны, возникновение у работников проблем на производстве (неполный рабочий день, простои, отпуска за свой счет, сокращение зарплаты) значимо уменьшает численность сторонников автаркии
6. Жители Самарской области считают, что российские производители сумеют заменить импортные товары и комплектующие по большинству их видов. Наибольшую уверенность они демонстрируют в отношении товаров бытовой химии, продуктов питания и гигиены и стройматериалов. Наименьшую – в отношении производства автомобилей и медицинского оборудования.
7. Чем ближе человек к производству и центрам принятия решения на нем (руководители и квалифицированные специалисты), тем слабее уверенность в успехе импортозамещения, чем дальше (неработающие пенсионеры), тем – сильнее
8. Чем интенсивнее пользование сервисов обхода запретов, установленных российскими властями в интернете, тем ниже доля полагающих, что импортозамещение будет успешным. Если же информационные потоки формируются только государственными СМИ и доступа к интернету нет вовсе, уверенность в возможностях российских предприятий близка к абсолютной.
9. Уверенность в экономическом потенциале России в значительной степени определяется поддержкой ее политического руководства и его ключевых решений. Если человек считает необходимым продолжения боевых действий в Украине, он уверен и в успехе импортозамещения. Если же он выступает за мирные переговоры с Украиной, то такая уверенность заметно снижается".