Найти в Дзене

Обманутые пайщики, или новгородский гектар — как он есть на самом деле

Оглавление
Расчистка земли на территории Бронницкого сельского поселения Новгородского района
Расчистка земли на территории Бронницкого сельского поселения Новгородского района

Очередная попытка привлечь внимание правоохранительных органов к застройке водоохранных зон региона заведомо обречена на провал. Понятно, что об экологии торговцы землёй и чиновники поселковых администраций думают в последнюю очередь. Но оказаться фигурантами административных или уголовных расследований они не боятся. Виной тому — несовершенство законодательства и общая заинтересованность в развитии мест для индивидуального строительства.

За машину дров

Не первое десятилетие в Новгородском районе раздают участки возле водоёмов, например, в первой линии у реки Мста, под возведение коттеджей и дачных построек. На протяжении всего этого времени жители близлежащих населённых пунктов выражают негодование нецелевым использованием бывших совхозных и колхозных полей, а также полнейшей безответственностью чиновников и предпринимателей, которые занимаются нарезкой территорий.

Бизнес-модель тех, кто зарабатывает на продаже участков, в некоторых населённых пунктах описывают следующим образом. Значительная часть земли при ликвидации совхозов находилась в общей собственности их участников. Люди в виде паёв получили право на предоставление участков внушительной площади. Некоторым полагалось по гектару и больше. Как правило, собственниками оказывались люди пожилые. Заниматься оформлением и получением участков большинство стариков не стремилось. Паи, по сути, существовали и продолжают существовать только виртуально. Ограниченный круг предприимчивых людей придумал, как сделать их реальными и зарабатывать на этом.

Как рассказывают бывшие владельцы паевых гектаров, к ним обращались местные предприниматели с предложением обменять документы на машину или две дров. Старики воспринимали это едва ли не как благотворительность, ну или уж точно как халяву, и с радостью соглашались. Им привозили твёрдое топливо, а «благотворитель» получал заветное право на землю. Потом он договаривался о выделении участков и смене разрешённого вида их использования, делил их и зарабатывал на продаже уже по рыночной стоимости.

По неподтверждённым данным, в реализации бизнес-схемы могут участвовать фермеры района, представители администраций сельских поселений, агенты по продаже недвижимости.

Где-то «на болотах»

Впрочем, нашлись и те, кто за машину дров расставаться с правом на землю не захотели. Они стали сами обращаться в администрации поселений за землёй. В ответ им говорили, что пытаться самим заработать на продаже участков — дело гиблое.

Во-первых, мол, все хорошие и с коммерческой точки зрения привлекательные куски полей уже на кого-то оформлены. Свидетельство о регистрации права на земельный участок на основе паевой собственности не предполагает наличия конкретного места. Его определяют по обращению собственника, который решает своё право реализовать. Наследникам пенсионеров, не успевших поменять бумажку на дрова, или считающим себя предприимчивыми деревенским жителям намекали или прямо угрожали выделить землю где-то «на болотах».

Во-вторых, пайщиков предупреждали, что за сельскохозяйственной землёй нужен уход — на территории нужно косить траву, убирать кусты, в общем содержать в «приличном виде». В противном случае предусмотрены «меры воздействия» со штрафами на первых порах и возможностью принудительного изъятия в пользу государства в дальнейшем.

Кто-то шёл на попятный и отказывался от идеи заиметь гектар с перспективой на продажу. Кто-то всё же рискнул попробовать и действительно получил частное болото в собственность.

Обращение жителей района по поводу планирующейся застройки участков в водоохранной зоне между Белой Горой и Новым Селом
Обращение жителей района по поводу планирующейся застройки участков в водоохранной зоне между Белой Горой и Новым Селом

Авось, не утонут

Торгующие землей не предупреждают покупателей о том, что в один прекрасный весенний день их недвижимость может оказаться не на берегу реки, а, по сути, в ней. Заливные луга в последние годы сильно не топило. Этой весной, впрочем, вода подступала достаточно близко к некоторым новостроям, но по двору дачников мусор и палки не понесло. Однако, например, в районе деревень Русско и Холынья до строительства дороги с твёрдым покрытием в 90-е годы, сообщение весной обычно было возможно только на лодках и катерах. В 1999 году участки, на которых за последние годы настроили коттеджей были на метр-полтора под водой. Однако в большинстве своём счастливые владельцы домов «в первой линии», кажется, об этом не задумываются.

Хотя местные периодически пытаются их предупреждать. Некоторые потенциальные покупатели сами обращаются к коренным жителям за советом. Деревенские показывают до какого бревна или кирпича в 1999 году достала вода, и некоторые из тех, кто мечтают о своём домике за городом, качая головой, отказываются от идеи строиться на заливных лугах.

В 2013 году многие коттеджи уже стояли на некогда паевых полях. Весной вода подошла к ним вплотную. И люди запаниковали. Начали обрывать телефоны в местной администрации, районной, областной, МЧС. Чиновники начали обвинять руководство Волховской ГЭС в недостаточных темпах сброса воды, хотя незадолго до этого во время осеннего мелководья частили их за слишком большие объёмы сброса. Характера стихийного бедствия ситуация тогда не приобрела, и всё успокоилось. Но как будут развиваться события, если повторится 1999-й, 1966-й, 1955-й или 1922-й?

Некоторые хозяева, впрочем, или предупреждены, или догадываются об опасности близости к реке. До начала строительства они стараются, насколько возможно, поднять место возведения будущего дома над уровнем материка.

Лидеры по темпам строительства

Массовая застройка затапливаемых пойменных лугов не только приносит существенную прибыль, но и позволяет району из года в год отчитываться о самых высоких в области темпах ИЖС. Областные власти хвалят районные, ставят их в пример другим. Районной администрации это позволяет получать существенную поддержку на реализацию новых инфраструктурных проектов. Правда, полностью снять с повестки дня вопросы, например, обеспечения подъездными путями участков для льготников это до сих пор не дало. Хотя чиновники и обещают скоро решить проблему.

Получается, что в освоении бывшей паевой собственности заинтересованы не только конкретные предприниматели и чиновники низшего ранга. Читатели нашего канала уверены, что и в правительстве области о ситуации знают и не возражают против продолжения «развития территорий». По мнению людей, которые комментировали публикацию об обращении в правоохранительные органы по поводу застройки земель между Белой Горой и Новым Селом, формально при распределении и расчистке участков законодательство не нарушается.

Подтверждают это и правоохранительные органы. Ранее они неоднократно проверяли застроенные территории. Максимум, на что они обращали внимание, — ограничение беспрепятственного доступа к воде и возведение несогласованных сооружений, например, причалов в водоохранной зоне. При этом то, что сами дома построены именно в ней ни прокуратуру, ни Росприроднадзор не впечатляет.

Очевидно, что в ситуации с паевой землёй используются законодательные дыры: любая хозяйственная деятельность прямо на берегу реки запрещена, но при манипулировании зонированием можно и строить, и вводить, и прописываться.

Проблема требует комплексного законодательного решения. У неё много аспектов. Помимо отсутствия заботы об окружающей среде, налицо отсутствие генеральных планов развития территорий. Для того, чтобы стало понято, что их не существует, достаточно увидеть коттеджные посёлки на бывших заливных лугах. Строят все, что называется, «кто во что горазд».

Но перспективы решения названных вопросов пока угадываются с трудом.