Найти тему

И снова ветер перемен...

Оглавление

Спортивные школы России с 1 января 2023 года начнут превращаться… Нет, не в тыквы, а в образовательные учреждения. Соответствующий закон уже принят и подписан. Но знаете, что в этом во всем смущает: они ведь уже были образовательными, и не так давно. В общем, цитируя Виктора Черномырдина, «никогда такого не было, и вот опять»... Так что давайте вспомним недавнее прошлое и поговорим о ближайшем будущем.

На смену ДЮСШ

Любопытная вещь происходит, друзья. Помните, как несколько лет назад тогда еще министр спорта Хакасии Валерий Денщиков горячо убеждал всех нас в рамках программы «СпортАнзор» в том, что крайне-категорически-невероятно-жизненно важно детским спортивным школам региона срочно перейти в сферу спорта. То есть стать попросту спортивными без всякой «детскости». Впрочем, вспомнили мы Валерия Васильевича в данном случае к слову. На тот момент об этом твердили по всей России.

Если кто не помнит, основной причиной перехода из сферы допобразования в минспорта страны назвали необходимость полностью встать на рельсы полноценной спортивной подготовки. То есть поставить во главу угла результат: медаль, звание, что угодно — в противовес существовавшей до этого концепции, скажем так, всеобщего оздоровления, в которой результат по большому счету был побочкой. Яркой такой, украшенной медалями, достижениями и рекордами, но побочкой.

С провозглашением нового подхода было решено отказаться и от привязки к школьному календарю «осень — весна», да и вообще от всей образовательной составляющей. Что получилось? Во-первых, все школы, как уже было отмечено, потеряли приставку «детская». Во-вторых, теперь спортсмены тренировались с 1 января по 31 декабря. Набор в спортшколы, соответственно, тоже сместился с августа — сентября на ноябрь — декабрь. В-третьих, тренеры-преподаватели стали тренерами, а значит, потеряли все свои педагогические категории и зарплатные надбавки. По этому поводу, кстати, было много скандалов, но потом как-то все утихло — то ли нашли способ нивелировать потери, то ли наше тренерское сообщество попросту смирилось. Точно не знаю.

Все перечисленное выше — это те изменения, которые мог заметить простой наблюдатель со стороны. Но ведь менялось и многое другое, уже во внутренней кухне. Уставы, лицензии, планы, графики и так далее. В общем, сотрудникам спортшкол — от директоров и методистов до тренеров — пришлось проделать титаническую работу.

Естественно, еще до начала этой реформы представители большинства тогда еще ДЮШек резко высказались против пертурбаций. В том числе и в Абакане. Поддержали их и в администрации города. В итоге, когда в районах республики школы уже переходили на новые стандарты, в столице продолжали работать по-старому. И так во многих городах России. Но в минспорта все же дожали это сопротивление. Где-то обещаниями преференций, где-то угрозами сократить объемы финансирования.

И вот вроде бы все устаканилось. Реформа завершена. Спортшколы, как и было обещано, начали получать деньги из федерального бюджета — на форму, на сборы, на оборудование. Затихли разговоры о бессмысленности трансформации. Случилось… и пусть его.

Однако в прошлом году, сначала тихо-тихо, потом все громче зазвучали предложения вернуть все как было.

Откат системы

Я впервые услышал об этом, скажем, откате обновления на одном из совещаний из уст министра физической культуры и спорта Хакасии Сергея Кочана. Правда, сформулировано это на тот момент было очень и очень обтекаемо — что-то вроде совместной работы спортивных школ и просто школ. Учитывая, что речь шла о запуске Школьной лиги, да и вообще о сотрудничестве минспорта с минобром, особого значения услышанному я тогда не придал. Сотрудничают? И правильно.

Но потом вдруг выяснилось, что речь о другом. 1 января 2023-го вступят в силу изменения сразу в двух федеральных законах, согласно которым спортшколы снова получат статус образовательных организаций, а тренерам вернут дополнение «преподаватель». Ну, и так далее.

При этом, заявляют в минобре, принадлежность спортивных школ к спортивной же отрасли останется неизменной. А смысл изменений в том, чтобы урегулировать противоречия, возникающие в каждодневной работе, — календарные, зарплатные, отпускные…

Недавно министр спорта России Олег Матыцин заявил, что данная реформа — назовем ее так — не про возвращение в образовательное лоно, а про то, чтобы «система спортивной подготовки в системе образования получила наши возможности: премирование за результат, дополнительные социальные гарантии, и наши тренеры, которые работают, получили гарантии педагогических работников».

В общем-то логично. Есть проблема — надо ее решать. Но в целом это очень похоже на отыгранную назад, впрочем, не до конца, шахматную партию. Не получилось, стало быть, в прошлый раз, обратно вернуть тоже не с руки. Остановимся посередке — ни нашим ни вашим.

Как бы то ни было, сейчас несладко придется тем, кто работает в поле — тренерам и специалистам спортшкол. Знаете, на что похоже? На армейскую пословицу — чем бы солдат ни занимался, лишь бы... (выразимся пристойно) замучился. Почему? Потому что уставший солдат не думает о самоволке, пьянстве и прочих непотребствах. Он мечтает прийти в казарму и упасть в койку. Вот и специалисты спортшкол в ближайшее время будут мучиться, вновь переверстывая уставы и программы подготовки. Скучно им не будет точно. Зато вопросы будет задавать некогда.

А вопросов к федеральным спортивным органам много. Никуда не делась, а просто забыта до поры тема допинга. По-прежнему спорным остается порядок формирования сборных в различных видах спорта. Ну и вопрос по большей части отсутствия профессионального спорта за Уралом открыт. Была вспышка в Красноярске во время универсиады, да вся сошла на нет.

Вот в эту сторону бы реформировать. Но нет! Мы идем привычным путем и реформируем реформированное, чтобы еще раз потом реформировать…

Надеюсь, что это мое брюзжание в данном случае станет беспочвенным. И ситуация, вопреки всем сомнениям, действительно изменится к лучшему. Надежда, она ведь всегда умирает последней. Просто мне кажется, что в нынешней ситуации, когда важна мобилизация всех и каждого в своей трудовой деятельности, времени на переливание из пустого в порожнее просто нет.

Анзор САБАНОВ
Фото из открытых источников