Найти тему
Учительская

Современные традиции и вечные ценности

Любовь к Родине формируется в течение всей жизни судьбоносными обстоятельствами, встречами с людьми, способными впечатлить, событиями, позволя­ющими нам измениться, вырасти духовно. Мы гордимся историей страны, достижениями науки, культуры, спорта. Все это патриотизм, дающий смысл жизни и деятельности всего народа. И иногда так важно ощутить это чувство вместе с ровесниками и людьми разных поколений! С этого учебного года в школах упрочатся старые и появятся новые традиции, которые предоставят такую возможность детям и взрослым. О том, как это будет происходить, рассказывает заместитель руководителя Департамента образования и науки Москвы Антон МОЛЕВ.

– Антон Ильич, с нового учебного года неделя в школе будет открываться поднятием флага России и исполнением гимна страны. Как это будет происходить? Нужна ли для этого особая подготовка и какого рода она должна быть?

– Это федеральная инициатива: во всех образовательных организациях нашей страны с 1 сентября 2022 года каждая учебная неделя будет начинаться с торжественного поднятия флага. Нормативы процедуры зафиксированы в документе, утвержденном Министерством просвещения РФ и согласованном Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации, – это стандарт церемонии, который описывает ключевые требования к процессу. Но у образовательной организации есть свобода решений в том, как можно в соответствии с этими требованиями самим организовать процесс. В диалоге с профессиональным сообществом, со специалистами, занима­ющимися воспитанием, с практиками, знающими, что и как может происходить в действительности, мы в Москве разработали рекомендации, которыми школы могут воспользоваться. Школы в Москве разные, одинаковых ситуаций для всех быть не может, поэтому образовательная организация самостоятельно принимает решение, планируя, будет ли какой-то определенный график, для того чтобы каждое здание комплекса выступило со своими знаменосцами, или это будет отдельная знаменная группа, будут ли это ребята, которые заслужили это право какими-то своими успехами (самыми разнообразными: в учебе, во внеурочной деятельности, в каких-то сферах дополнительного образования, спорта, волонтерства), или целый класс, – все это регулируется на местах. Регламент предлагает и дает возможность участвовать всем, главное, чтобы процедура не превратилась в рутину. Ключевой смысл такого начала учебной недели именно в том, чтобы проявить особое внимание и уважение к государственным символам, вновь ощутить причастность к великой истории и тем знакам отличия, которые эти достижения собой знаменуют.

– Но не только торжественным поднятием знамени будет открываться для школьников рабочая неделя, планируются беседы взрослых и детей по душам. О чем будут говорить по понедельникам на первом уроке?

– Поднятие флага, исполнение гимна и беседы с классным руководителем по душам действительно взаимосвязаны. Рабочее название этих бесед – «Разговоры о важном». О чем будет этот разговор, зависит от ближайшей знаменательной даты. Есть единый календарь, который утвержден Министерством просвещения РФ и направлен во все образовательные организации. Календарь не случаен, он связан с понятными и привычными событиями: начало учебного года, День учителя, значимый государственный праздник или значительный юбилей видного общественного деятеля… К этим событиям и приурочены все темы занятий. Это именно занятия, а не классный час. Например, юбилей Циолковского – это повод поговорить о роли личности в истории, об изучении космоса и становлении индустрии этой научной сферы и космическом производстве, это возможность поразмышлять о том, как посвятить себя мечте и добиться впечатляющих результатов. Конечно, существенное обстоятельство – возраст собеседников, потому что одно дело – вести разговор о чем-то с ребятами старшей школы, совсем иное – с малышами, там другие акценты, другие задания. Подходы, безусловно, должны быть разными, но тематическая рамка едина.

– Каким образом будут к таким беседам готовиться классные руководители?

– Классный руководитель, продумывая канву беседы, опирается на собственный опыт. Здесь важны прежде всего его способность выстроить доверительные отношения и организовать уважительный разговор со школьниками. Но так как это относительно новая задача для классных руководителей, на федеральном уровне разработаны сценарии рекомендованных уроков, к занятиям подобраны материалы, презентации, сделаны видеоролики, есть методические рекомендации. Весь дидактический комплект предоставлен в распоряжение школы.

Департамент образования и науки Москвы, центральные городские учреждения также разработали специальную систему поддержки учителей. Уже проходят обучающие семинары для всех классных руководителей, и они будут вестись, пока мы все не привыкнем к этому виду работы. Вводится и новая программа повышения квалификации, которая ориентирована как раз на развитие навыков организации диалога, выстраивания доверительных отношений в группах, всего того, что могло бы пойти на пользу классным руководителям.

По итогам сентября мы планируем провести несколько промежуточных семинаров, на которых будем обмениваться опытом, обсуждать, что получается наиболее удачно, какие решения более адекватны тем задачам, которые стоят, в какой степени удается построить эту беседу. И более того, мы планируем сделать так, чтобы эти беседы не замыкались сами на себя, а чтобы и широкая культурная жизнь столицы была пронизана этой тематикой. Сегодня в образовании московских школьников активно принимают участие музеи, культурные центры, библиотеки столицы, но благодаря этому проекту мы связываем их между собой еще теснее и даем возможность для более творческого и плодотворного взаимодействия.

– Продолжаются совместные образовательные проекты и с Музеем Победы, такие как образовательно-экскурсионный проект «Битва за Москву. Первая победа». Планируется, что более 110 тысяч московских школьников смогут участвовать в образовательно-историческом квесте «Подвиг народа» с сюжетными линиями по фото- и видеоархивам, документам, мемуарам, воспоминаниям. Будут ли задания квеста достаточно интересны современным подросткам?

– В Музее Победы на Поклонной горе сегодня есть две удивительные площадки, подобных которым, вероятно, нет больше в музейном пространстве страны, да, думаю, и мира. Это при­уроченная к 75‑летию Победы экспозиция «Подвиг народа» и экспозиция «Битва за Москву», созданная к ее 80‑летию. Уникальность выставки вдохновила мэра Москвы на решение: это должен увидеть каждый школьник! Финансовые затраты происходят за счет городского бюджета.

Этот проект уже позволил в течение предыдущего учебного года побывать в музее почти 150 тысячам московских школьников. Тот, кто побывал в Музее Победы, понимает: здесь равнодушным остаться невозможно. Это не просто посещение детьми выставочных пространств, а целая образовательная программа. Каждый школьник имеет возможность попасть сюда (школы организуют посещение экспозиции своими учениками) и пройти квест. Задания квеста рассчитаны на разные возрастные группы, ребята узнают много нового, поиск их увлекает. А в финале действа они награждаются памятными сувенирами, которые символизируют то, что они являются наследниками нашей Великой Победы. По многочисленным отзывам видно, что это невероятно позитивный опыт для всех.

Музей Победы стал важным консолидирующим звеном и для кадетского движения столицы. На Поклонной горе ежегодно проходят парад кадет, что играет для ребят весьма значимую роль, а также образовательные проекты. Совместно с Городским методическим центром в прошлом году была реализована интересная практика: силами наших школьников в формате аудиогида были созданы виртуальные экскурсии по музею, тексты которых переведены на шесть иностранных языков. Это замечательный пример соединения и дидактических задач, и того, что, собственно, и принято называть патрио­тическим воспитанием.

У Музея Победы очень тесные связи со всеми музеями города. Он стал ресурсным методическим центром для всех, благодаря парт­нерскому сотрудничеству выстраивается система комплексного взаимодействия: обмен экспонатами, возможность продемонстрировать наиболее интересные примеры на площадке главного российского музея.

– Немалой популярностью пользуются у ребят и пятидневные сборы в учебно-методическом центре военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард». Будет ли развиваться данное направление деятельности и каким образом?

– Уже два года у ребят есть возможность испытать себя на прочность. Учебно-методический центр «Авангард» открылся в 2020 году. 28 гектаров в парке «Патриот» выделены под реализацию этого большого проекта. Это комплекс, где есть все, чтобы в течение пяти дней ребята ознакомились с основами военной службы в соответствии с действующими программами.

Подготовку здесь реализуют на самом современном военном оборудовании. Симуляторы управления специальными средствами и автомобилями, симулятор прыжка с парашютом, огромное количество современных технических средств, которыми пользуются военные, – все это в распоряжении наших ребят! А также прекрасные спортивные залы и интерактивный лофт, в котором происходят все ключевые события.

Сборы впечатляют каждого. Это такой пятидневный квест, когда ребята погружаются в некую игру и вместе со своими командами отрабатывают задания. Сценарии меняются, так что научить товарища, который сюда еще только собирается, что надо делать, невозможно, того будет ждать совершенно новая игра.

В «Авангарде» работает потрясающая команда профессионалов, это преимущественно молодые люди, которые сопровождают школьников и как инструкторы, и как ведущие ключевых курсов.

Мы ждем ввода в эксплуатацию еще одной площадки. Сейчас там одномоментно могут находиться 600 ребят, вскоре мы сможем принять в полтора раза больше. Учебно-методический центр регулярно проводит дни открытых дверей, на которые приглашает абсолютно всех – родителей с детьми, просто интересующихся. Чаще всего это происходит по субботам, и можно не только посетить «Авангард», но и побывать в удивительных музейных комплексах самого парка «Патриот».

Лариса ЛИХАЧЕВА, Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».