Найти тему
Валерий Суханов

Как предотвратить лесные пожары

Оглавление

Что говорит общественное мнение

Уважаемые читатели! Лесные пожары в Рязанской области, дым от которых дотянулся до Москвы, всколыхнули общественное мнение. О причинах возникновения лесных пожаров стали писать люди, весьма далёкие от этой проблемы. Царьград опубликовал статью «Неладно что-то в Датском королевстве»: Почему горит лес?».

В статье приводятся слова известного экономиста Валентина Катасонова: «Понятно, что на пожар списать можно многое. Можно, например, выгоревшую землю переводить в другую категорию и продавать. Можно устраивать "левые" лесозаготовки, списав всё на пожар. По нынешним временам даже намеренных поджогов, т. е. теракта исключать нельзя: ведь у надышавшихся дымом горожан куда проще вызвать недовольство властью. Но главная причина, думаю, в полной деградации служб, за леса отвечавших. Формально в Минприроды какая-то службишка имеется, но, по общему мнению, это – только вывеска».

Причинами лесных пожаров также называются отмена советского Лесного кодекса 1978 года и принятие Кодекса 2006 года, в результате чего произошло резкое сокращений структур и персонала, занимавшегося охраной леса. А также упразднение в 2000 году Государственного комитета по охране окружающей среды и Федеральную службу лесного хозяйства, с передачей их функций Министерству природных ресурсов.

Все изложенные причины действительно имеют место. Но, думаю, всем понятно, что все лесохозяйственные мероприятия, которые следует осуществить для повышения пожарной безопасности лесов, в том числе увеличение численности персонала, способного обеспечить эту безопасность, требуют огромных финансовых ресурсов.

Понятно также, что эти средства может и должна заработать только лесозаготовительная промышленность. Поэтому нам следует понять, что же такое случилось в лесозаготовительной промышленности в постсоветский период, что необходимые средства куда то исчезли и пришлось сократить службы охраны лесов от пожаров. Только разобравшись с этим, мы сможем грамотно ответить на вопрос – что делать?

Рассмотрим на конкретном примере как было в Советский период

В качестве примера возьмём Крестецкий леспромхоз ЦНИИМЭ, работавший в Новгородской области. Леспромхоз заготавливал и перерабатывал 320 тыс. куб. м древесины в год. За леспромхозом была на бессрочной основе закреплена лесосырьевая база, обеспечивающая её неистощительное пользование. Другими словами, лесосырьевая база была рассчитана так, что ежегодный объём рубок восполнялся годовым приростом леса. Лесосырьевая база простиралась вдоль автодороги М-10 «Россия» от района Едрово до района Пролетария, то есть почти на 130 км. Предприятие было комплексным, то есть наряду с заготовкой и переработкой древесины выполняло все виды лесохозяйственных работ, включая тушение лесных пожаров. В леспромхозе была собственная пожарная команда, оснащённая пожарными машинами, готовая в любое время выехать на тушение лесного пожара.

На правах цехов в леспромхозе были лесничества под началом заместителя директора леспромхоза по лесному хозяйству. Лесничеств были десятки и располагались они в населённых пунктах по всей территории лесосырьевой базы. Лесничества осуществляли рубки ухода за лесом, очищали от поросли квартальные просеки, в особо пожароопасных местах пропахивали минерализованные полосы. Находясь в непосредственной близости от лесных участков, закреплённых за лесничествами, они могли быстро реагировать на возгорания и вызвать помощь в случае необходимости. Вот почему крупных лесных пожаров в леспромхозе практически не было.

Следует отметить, что все лесохозяйственные работы, будь это выращивание сеянцев в питомнике для посадки леса на вырубках, уход за культурами, или противопожарные мероприятия, а особенно тушение лесных пожаров – это очень затратные работы, которые по карману только крупным высокорентабельным лесозаготовительным предприятиям, осуществляющим глубокую переработку заготавливаемой древесины, эффективно использующим низкокачественную древесину и древесные отходы.

Изложенное говорит о том, что Лесной кодекс 1987 года создавал все условия для того, чтобы при государственной собственности на лес, работники леспромхозов, получившие лесосырьевую базу в бессрочное пользование, чувствовали себя хозяевами отведённого им леса, знали, что сохраняя лес они обеспечивают работу своим потомкам. Чувство хозяина мотивировало работников к бережному отношению к лесу, его возобновлению, уходу за лесом и охране от пожаров, а также развивать активы предприятия .

Посмотрим, что изменилось с тех пор, и что принёс лесопользователям Лесной кодекс 2006 года.

Современное состояние лесопользования

Первое, что стоит отметить – распад лесозаготовительной промышленности на тысячи мелких осколков в период перехода страны на рыночные отношения, то есть на капиталистический путь развития. Общее количество лесопользователей в стране в настоящее время, по весьма приблизительным оценкам, превышает 5,5 тысяч. Количество предприятий может меняться, но суть сохраняется. В их составе преобладают мелкие предприятия. Смотрите диаграммы.

Рисунок автора
Рисунок автора

Распределение количества лесозаготовительных предприятий по объёмам заготовки древесины

Рисунок автора
Рисунок автора

Распределение объёмов заготовки древесины лесозаготовительными предприятиями различной мощности

Анализ диаграмм показывает, что 76 % общего количества лесозаготовительных предприятий составляют предприятия с объёмом лесозаготовок до 10 тыс. куб.м в год, которые заготавливают 9 % годового объёма заготовленной древесины. Предприятия с объёмом лесозаготовок до 50 тыс. куб.м в год составляют 93 % общего количества лесозаготовительных предприятий. Они заготавливают 34 % годового объёма древесины. Предприятия с годовым объёмом заготовки древесины более 50 тыс. куб.м составляют лишь 7 % их общего количества. Среднегодовой объём заготовки древесины предприятием в отрасли составляет 15 тыс. куб.м

Мелкие предприятия, разбросанные по всей территории страны, не имеют средств на строительство лесовозных дорог, использование эффективных технологий и оборудования, низкокачественной древесины, древесных отходов, на тушение пожаров. Это отрицательно сказывается на работе всего лесопромышленного комплекса и противопожарной обстановке в лесах.

Не меньший «вклад» в пожарную опасность лесов внёс Лесной кодекс 2006 года. В кодекс вписали основной формой лесных отношений аренду лесных участков. Чувство хозяина у лесопользователей исчезло бесследно. Арендованное – значит чужое. Зачем беречь чужое, если это чужое можно сменить на другое. И совсем не важно, аренда на 10 лет или на 50. Всё равно чужое, как съёмная квартира. И это одинаково относится к предприятиям любого размера.

При разработке Стратегии развития лесного комплекса на период до 2030 года крупные пользователи добивались увеличения осевой нагрузки при вывозке древесины на расстояние до 250 км. Как вы думаете, уважаемые читатели, кто-то повезёт дровяную древесину за 250 км? Правильно, бросят её в лесу, а это 30% того, что растёт в лесу. Зачем жалеть чужое. Да и обнаружить возгорание, потушить пожар при вахтовом способе заготовки практически невозможно. Наоборот, пожар - это способ спрятать огрехи лесопользования. Так что удивляться тому, что горят леса, не стоит.

Третьим фактором, который внёс свою лепту в снижение пожарной безопасности лесов, является деградация системы управления лесопромышленным комплексом. Я неоднократно обращал на это внимание в своих статьях. Лесопромышленным комплексом (ЛПК) сегодня «управляет» отдел Департамента лёгкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России численностью 12 человек.

Сегодня во власти нет ни одного специалиста лесопромышленного комплекса. В результате вклад ЛПК в ВВП страны снизился по сравнению с 1990 года в 3,5 раза. Вот почему нет средств на персонал, способный реализовать в лесах противопожарные мероприятия и на тушение лесных пожаров.

Об уничтожении науки ЛПК и лесного машиностроения я уже устал повторять.

И это будет продолжаться до тех пор, пока власть не изменит своё совершенно безответственное отношение к лесу.

Что делать?

1. Отменить действующий Лесной кодекс как вредоносный. За основу в качестве нового принять Кодекс 1978 года. С принятием нового Кодекса будут аннулированы все действующие договора аренды и созданы правовые основы необходимых в лесозаготовительной промышленности преобразований.

2. Осуществить реструктуризацию и модернизацию мелких лесозаготовительных предприятий. Новые лесозаготовительные предприятия целесообразно создавать с объёмом заготовки и переработки древесины не менее 150 тыс. куб.м в год.

3. Наделить все лесозаготовительные предприятия лесосырьевыми базами, обеспечивающими бессрочное неистощительное лесопользование, превратив их в постоянно действующие комплексные предприятия, на которые возлагается выполнение работ по заготовке и переработке древесины, а также всего объема лесохозяйственных работ по воспроизводству, охране, защите лесов,

4. Приоритет при переходе на новую систему лесопользования следует отдавать малым местным лесозаготовителям, мотивируя их к объединению. Лучшей формой организации при объединении малых предприятий, на наш взгляд, являются народные предприятия, которые позволяют каждому члену коллектива чувствовать себя хозяином своего предприятия.

5. Для ускорения предлагаемых преобразований целесообразно восстановить Крестецкий леспромхоз в качестве примера для тиражирования.

6. Создание подобных предприятий возможно только при поддержке государства.

7. Всё изложенное возможно при условии создания полноценного органа управления лесопромышленным комплексом.

Уважаемые читатели, леса России составляют почти четверть мировых запасов леса. Они являются общенародным достоянием. И судьба леса не может быть безразлична для всех граждан страны.

Спасибо, что дочитали до конца. Пишите ваше мнение и предложения в комментариях.

С пожеланием здоровья и успехов, В.С. Суханов, д.т.н., Заслуженный работник лесной промышленности РФ