Деревня Феклино существовала с 1718 года и была основана на западном берегу неглубокого одноименного озера с пресною водой и наибольшею глубиной 2.5 метра. Первопоселенцами деревни были приехавшие из-под Оренбурга крещеные мещеряки.
В 1907 году настоятель Алабужского прихода Константин Михайлович Русанов пристроил к существовавшей с 1873 года часовне трапезную и колокольню «для обращения всей постройки в храмовое здание», приписанное в то время к церкви великомученика Димитрия Солунского Алабужского прихода. В 1911 году церковь в селе Феклино была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери.
В клировой ведомости за 1912 год отмечалась каменная церковь с «такой же колокольней в одной связи, крепка, крыта железом». Все необходимое для богослужений имелось, но земли причту не было выделено и жалование – один священник и один псаломщик – не назначалось. В 1911 году сгорел построенный обществом для священника дом. Охвативший весь Урал неурожай не обошел стороной и Феклино. Определенная прихожанами в 200 рублей плата причту из-за бедности в связи с неурожаем не вносилась и кружечный сбор был не велик. То есть, клир бедствовал вместе с прихожанами.
В 1912 году был образован самостоятельный приход, в который вошли деревни Михайловка и Петропавловка. Преосвященным Феодосием, епископом Оренбургским и Уральским, 6 марта этого же года в священнический сан был рукоположен и 10 марта определен в Феклинскую церковь Федор Петрович Протопопов. Рожденный в 1884 году из духовного сословия он окончил второклассную сельскую школу и девять лет (с 1902 по 1911 год) работал учителем, сдавал экзамены на звание учителя при Челябинском духовном училище, окончил московские пастырские курсы, отбывал воинскую повинность. В Феклино ему также поручалось заведование церковно-приходской школой и законоучительство. Приехал священник с женой Лидией, 26 лет.
В первый год служения отец Федор отмечается «как ревностный и полезный труженик церковно-школьного дела». К Святой Пасхе 1916 года «за отлично усердную церковно-школьную деятельность награждался набедренником и в декабре того же года ему преподавалось Архипастырское благоволение с выдачей грамоты «за понесенные труды по обстоятельствам военного времени».
В июне 1912 года по прошению переместился в Феклино и псаломщик Сергей Павлович Спирин, 39 лет, крестьянского рода. Священнослужитель достойный. Окончил Котликовскую двуклассную школу грамоты Челябинского уезда, начальное министерское училище и 20 лет беспрерывно занимал должность учителя. Награждался Архипастырским благословлением в 1903 году и серебряной медалью «За усердие» в 1905 году. В 1909 году ему преподавалось благословление Святейшего Синода и через три года награждался Библией того же Святейшего Синода. В Феклино он приехал с женой Анной Николаевной, 33 лет и детьми Верой, Еленой, Виталием и Петром. Служил до 10 сентября 1915 года.
Обязанности просфорницы исполняла Екатерина Васильевна Мелехова, крестьянская дочь. От церкви ей платили 36 рублей и хлебного сбора на 8 рублей. Церковным старостой избирался Петр Прокопьевич Агнев, 60 лет, крестьянин. Имел свой дом.
В 1912 году в Феклино было сто деревянных и два каменных дома, имелись две ветряные мельницы, три лавки, питейные заведения, две школы-грамоты, открытая в 1891 году и церковно-приходская школа – с 1893 года. Для нее построили отдельное здание, бревенчатое на кирпичном фундаменте, под тесовой крышей, просторное, шесть широких окон выходили на улицу. Обучались 34 мальчика и 22 девочки.
Школьное образование в Феклино было хорошо поставлено стараниями первого учителя Петра Андреевича Шмотина, сына дьячка. Образование он получил в Челябинском духовном училище. Феклинские школы отмечались как лучшие в округе. Отмечался крестьянин П.Р. Лебедев, которой проводил ремонт школ, обеспечивал мебелью и всем необходимым. Следует отметить большой вклад истого сторонника повышения грамотности населения священника Константина Михайловича Русанова, духовно окормлявшего паству Алабужской волости. Он проводил учет неграмотных, анализировал причины и передавал эти сведения в епархию.
В 1911-1912 годах в Оренбургской епархии, как и во всех епархиях страны, большое внимание уделялось борьбе с национальным бедствием – винопитием. Деревни были поражены язвой пьянства. Феклинское общество, церковный приход, их подвижники во главе со священнослужителями, учителями в апреле 1912 года на общем сходе постановили организовать общество трезвенников, выработать и принять устав и отправить его на рассмотрение в епархию. Было избрано правление общества, которое отчитывалось о проводимой работе, сколько принято членов. Каждый вступающий давал клятву – молитву: «Господи, я раб твой, даю обещание в продолжительное время не пить никаких опьяняющих напитков. Святой Архангел Михаил! Поручаю себя твоему покровительству, помоги мне исполнить мое обещание для добровольного примера другим, знаю, что за нарушение своего обещания буду достоин горького осуждения и наказания от Господа. Аминь».
Покровителем небесным избрали Архистратига Михаила. Празднование 8/21 ноября. В этот день служились благодарственные молебны. В одной из клировых ведомостей отмечено, что по исповедальным росписям на исповеди и у Святого Причастия был 481 человек, в том числе 153 лица мужского пола и это большие цифры. Пастыри, и в первую очередь, алабужский Константин Михайлович Русанов и Федор Петрович Комаров, благословляли общество жить по законам Божиим. Учителя в беседах объясняли населению пагубность винопития.
В 1916 году из села Мартыновского Челябинского уезда на должность псаломщика в Феклино перемещался диакон Александр Фальковский. Ранее он служил в Тургояке, там наказывался за нетрезвость. Очевидно, что переводился в Феклино на исправление как в трезвый приход.
В 1920 году в церкви во имя Казанской иконы Божией Матери служил Георгий Георгиевич Степанов, по другому документу фамилия та же, а имя и отчество Григорий Григорьевич, 1883 года рождения, из крестьян, в духовном звании с 1913 года, до того занимался хлебопашеством. Рукоположен в священнический сан с февраля 1920 года. В Феклино жил с семьей: жена Анна Федоровна, два сына и две дочери. В хозяйстве имел одну лошадь и одну корову.
В должности псаломщика состоял Андрей Петрович Дегтярев, 1881 года рождения, из бедняков крестьян, учился в сельской школе, в духовном звании с 13 февраля 1920 года. У него была большая семья. Жена Екатерина Ивановна, 38 лет и семь детей – пять дочерей и два сына. В анкете отмечено: «жалования не получает».
В составленном председателем епархиального совета протоиереем П. Холмогорцевым в марте 1921 года документе записан псаломщик Николай Степанов, сын священника Георгия Степанова. В 1920 и 1924 годах священник и псаломщик согласно Конституции, наравне с эксплуататорами, спекулянтами, кулаками и другими врагами Советской власти лишались избирательных прав. По 1927 году Андрей Петрович Дегтярев числится священником в селе Алабуга Бродокалмакского района и есть приписка, сделанная, скорее всего, позднее: «Замучен в 20-30 годах».
Первоначально на месте деревни Феклино в 1718 году была основана заимка. До революции 1917 года Феклино территориально относилось к Алабужской, затем к Белоярской, Чумлякской волости (Челябинского уезда Оренбургской губернии). В первой половине 17 века к Феклино причислили выходцев из Оренбурга и других мест, среди которых были крещеные мещеряки. Население Феклино в 2019 году составляло 142 человека; для сравнения - в 1784 году – 174; в 1811 году – 228; в 1836 году – 331; в 1868 году – 667; в 1900 году – 938; в 1916 году – 254; в 1926 году – 982; в 1938 году – 310; в 1956 году – 327; в 1959 году – 381; в 1970 году – 314; в 1983 году – 168; в 1995 году – 181 человек.
Одноименное озеро протянулось с юга на север на 1800 метров, а с востока на запад 600 метров. Зеркальная площадь озера составляет 1.08 км. Наибольшая глубина 290 см. Прозрачность воды 80 см. Отметка уреза воды над уровнем моря равна 169 метрам. Питается озеро атмосферными осадками и грунтовыми водами – родники на северо-восточной береговой линии. В озере водится карась, ротан, гальян, а из организмов улитки и жуки. Дно озера ровное и илистое.
Церковь Казанско-Богородицкая числится в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Государственный № 581, тип памятника – архитектурный, номер документа о принятии на охрану - 457, дата принятия на охрану - 28.01.1999 год). Год постройки храма - 1865-1866 годы. Церковь нововизантийского типа, однопрестольная, крестово-купольная, без светового барабана. На стенах храмовой части, в отличие от колокольни и трапезной, сохранились остатки штукатурки. Характер кирпичной кладки разный. Колокольня и трапезная отделаны облицовочным красным кирпичом. Росписей внутренних стен не сохранилось. Состояние церкви – неудовлетворительное и аварийное.
Самые значительные повреждения храму причинены в 2015 году, когда не установленными лицами железным ломом был выломан угол церкви с целью сбора добротного кирпича для использования в хозяйственных нуждах. Я неоднократно слышал наивные байки жителей Феклино о том, что в советские времена в углу здания складировалась поваренная соль и впоследствии коровы насквозь пролизали языком кирпичные стены полуметровой толщины. Как известно, корова должна есть не просто подсоленные корма, но и обязательно лизать соль определенной плотности для стимулирования обильного слюновыделения. Но 4 мая 2011 года в ходе тщательного осмотра Феклинской церкви начальником отдела охраны памятников при Министерстве культуры Челябинской области Н.В. Сазоновым и начальником развития регионального туризма В.И. Ткачевым никаких признаков самопроизвольного выпадения кирпича из угла здания зафиксировано не было. И это подтверждает моя фотофиксация внешнего и внутреннего состояния церкви.
На самом деле в 2015 году ко мне обратился фермер и житель (мусульманин) села Ачликуль с информацией о варварском разрушении в селе Феклино старинной православной церкви и последующим складировании выломанных кирпичей на поддоны. Я связался по телефону с главой Алабугского сельского поселения Г.С. Синициной по поводу разрушения уникального культового объекта. Галина Сергеевна уже была в курсе происходящих событий и немедленно отправила участкового уполномоченного в Феклино для установления виновных в разборе кирпича лиц и привлечения к уголовной ответственности. По всей видимости, слух о возмущении жителя Ачликуля дошел до воров кирпича, они затаились и не были найдены. Поразительно и то, что никто из местных жителей не назвал участковому имена и фамилии святотатцев, хотя многие феклинцы знали и видели, что творится у них под носом. В результате причиненных разрушений состояние церкви в одночасье стало аварийным, и возникла реальная угроза обрушения колокольни.
А через полгода на имя Президента России В.В. Путина поступило письмо от жительницы села Феклино Неживлевой с просьбой оказать содействие в восстановлении поруганной и оскверненной святыни предков. Я готовил ответ на данное письмо в администрацию Президента России за подписью главы района Ю.А. Сакулина и как исполнитель отразил в официальном документе не приглядные обстоятельства, приведшие к частичному разрушению объекта культурного наследия. Чтобы данное кощунственное самоуправство не повторялось впредь, я также подготовил соответствующее письмо и за подписью начальника Управления культуры Л.Д. Присяжной отправил его в Красноармейский отдел внутренних дел для взятия объекта культурного наследия в селе Феклино под усиленный контроль сотрудниками правоохранительных органов.
Красноармейский район самый протяженный в Челябинской области и в нем находится самое большое количество полуразрушенных старинных храмов. Поэтому впервые в истории Челябинской епархии правящий архиерей принял решение прикрепить к каждому сельскому храму хороший и крепкий городской приход. Самостоятельно сельским приходам восстановить храм нереально. Поэтому требуется помощь городских храмов. Все полуразрушенные церкви Красноармейского района митрополит Челябинский и Миасский Григорий приписал к городским приходам, которые постепенно займутся их восстановлением. Так часто бывает: богатый и сильный приход помогает бедному приходу, у которого нет средств на то, чтобы провести ремонт в храме или заняться его восстановлением. Самая главная задача на сегодняшний день - создать условия для совершения богослужения в Феклинской церкви
Восстановление Феклинской церкви будет курировать приход Покрова Пресвятой Богородицы в г. Копейске. Настоятель храма отец Виктор Вавилов в беседе со мной в январе 2020 года сказал, что самая сложная работа будет заключаться не в реконструкции храма, а в возрождении Феклинского прихода. Лишь с возвращением верующих храм сможет возродиться. Отец Виктор также уверил меня в том, что уже в мае месяце в церкви будут проводиться богослужения и не просто службы – сразу литургии (обещание было сдержано), а для этого в первую очередь необходимо очистить храм от навоза и мусора, установить окна и двери. Так как Феклинская церковь признана памятником культуры регионального значения, то по закону ее реставрацией могут заниматься только специально сертифицированные организации. Поэтому епархия будет решать вопросы восстановления храма совместно с государственным комитетом по охране памятников. Отец Евгений Новокрещинов, благочинный Миасско-сельского церковного округа по этому поводу сказал, что в первую очередь необходимо провести экспертизу состояния храма, кирпича и оценить просадку грунта.
4 мая 2020 года я побывал в Феклино с доктором исторических наук, директором научно-образовательного центра евразийских исследований А.Д. Таировым. Смотрящий за церковью мужчина, живущий напротив храма в доме бывшей церковно-приходской школы, любезно показал нам произведенные ремонтно-очистные работы и рассказал о дальнейших планах отца Виктора поэтапного восстановления церкви. Очищенные от метрового навозного слоя половые доски находились в прекрасном состоянии и не требовали замены полового покрытия. В углу храма я заметил погребенное мусором широкое овальное отверстие, по всей видимости, обозначавшее собою вход в подвальные помещения церкви. Точно такой забитый мусором цементный овал выдавал месторасположение спуска в подземные коммуникации Ильинской церкви в селе Сугояк. Старожилы Феклино рассказывали мне о, якобы, длинных подземных галереях, идущих от храма. Прокладывать подземные ходы к храму было в практике церковного строительства. Вплоть до середины 19 века при закладке новой церкви мастеровые предусматривали подземные ходы, по которым в случае крайней необходимости можно было покинуть здание. Но судя по поздней постройке Феклинского храма, строительство подземных галерей в целях соблюдения традиций в то время уже не являлось обязательным условием. Поэтому рассказы феклинцев о существовании загадочных разветвленных подземных ходах под деревней не более чем красивая, как и сама церковь легенда.