Главный русский великан (для кого в переносном, для кого в прямом значении) – это Петр.
Чтобы понять, как выглядел Петр среди окружавших его хоббитов, достаточно вспомнить, что целуясь с людьми на Пасху, Петру приходилось постоянно нагибаться так сильно, что не выдерживала его спина.
Высоту как одну из главных черт внешнего вида императора выделяет и датский дипломат Юст Юль:
«Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен и умен»
Историк XVIII века Иван Голиков подчеркивал:
«лицо полное и несколько смугловатое, глаза черные, исполненные живости и огня».
Пётр был невероятно, даже катастрофически энергичен. Символично, что за ним и в повседневной жизни сложно было успевать многочисленным слугам и сподвижникам.
Кипучая активность и нечеловеческая трудоспособность требовали эмоционального выхода. Существуя в режиме царской жизни, Пётр взрастил в себе самообладание, однако и оно его временами подводило. Тогда на волю вылетали искры нервно-психологической болезни.
Следующей чертой, которая непременно освещается, когда учитель рисует образ Петра, – это петровская страсть к обучению. То, что царь и швец, и жнец, и на дуде игрец знает каждый.
«Если он не спал, не находился в дороге, не пировал или не осматривал достопримечательности, то непременно что-нибудь мастерил или строил»
- пишет историк Виктор Наумов.
В свои двадцать пять лет, отправившись в первую заграничную поездку, Пётр рассказывал немецким принцессам, что в совершенстве владеет четырнадцатью (!!!) ремеслами.
Интересно, что в отличие от предыдущих царей, Петр спокойно относился к охоте. Не охота, но военное дело, а особенно кораблестроение, стали для Петра страстью всей жизни.
Казалось бы, Пётр – человек исключительно сухопутный, земной в силу рождения в Москве, удаленной от морей и океанов. Но именно море было стихией Петра, его любовью и местом силы. Что это? Мечта, компенсация детской водобоязни?
Как мы сейчас видим действительно богатых людей-творцов в простых белых футболках, так и тогда Пётр свою рутинную жизнь вел по-простому. Его не смущали поношенная обувь и заштопанные чулки.
При этом в общении с людьми петровская простота и «близость к народу» часто скатывались в бесцеремонность и грубость.
«Однажды на большом празднике иностранный артиллерийский офицер, назойливый болтун, в разговоре с царем начал хвастаться своими познаниями и успехами, не давая вставить встречное слово. Петр некоторое время слушал хвастуна, а затем плюнул ему в лицо и отошел в сторону, ни слова не говоря»
– приводит в пример Виктор Наумов.
Петр был крайне, даже пророчески, проницателен:
«Проницание его было столь острое, — отмечает Иван Голиков, — что при первом взгляде на кого редко ошибался в свойствах оного. Он обыкновенно молодым людям, приподняв на лбу волосы, смотрел в глаза, — и безошибочно предсказывал о их способностях и в чем что успеет, говоря присутствующим: “В сем малом будет путь”, или “не будет”, и определял их в те звания, к каким по замечанию его был кто способен»
Что же в итоге?
Сейчас психолог вынес бы Петру неутешительный вердикт – трудоголизм. Постоянная занятость, миллион планов и сильнейшая эмоциональная вовлеченность, наложенные на нездоровый образ жизни свели Петра в могилу.
#история #петр1 #императорскаяроссия #империя #18век #романовы #петрпервый