Подборка книг о русском эпосе.
Джейн Т.Костлоу. Заповедная Россия. Прогулки по русскому лесу XIX века.
Джейн Т. Костлоу. Заповедная Россия. Прогулки по русскому лесу XIX века. Признаться, я люблю наблюдать за попытками иностранцев разобраться в загадочной русской душе. Джейн Т.Костлоу, американский профессор Бэйтс колледжа, специалист по русской литературе, читает курс лекций по инвайерментализму, т.е. об окружающий среде (в т.ч об окружающей среде в русской литературе). Данная книга представляет собой междисциплинарное исследование концепта "русского леса" в жизни русского человека. Автор берет тексты И. С. Тургенева, В. Г. Короленко, П.И.Мельникова-Печерского, конечно же, не обошлось без Л.Н.Толстого и
Ф.М. Достоевского, и анализирует роль, отведенную лесу на страницах этих произведений. Профессор Костлоу выдвигает множество занимательных теорий: лес - это сакральное место, где происходит что-то неведомое и необъяснимое; лес - это политико-экономический инструмент - мой лес - моя власть; лес - это, наконец, элемент символизма - лес - дремучий и непроходимый как моя душа. Автор исследует лес как символ определенной идеологии, (суб)культуры, изучает вопрос уничтожения лесов в России из-за вырубки и пожаров и переходит к анализу визуальных образов - лес в изобразительном искусстве. Сергий Радонежский, например, самый лесной русский святой. Целая глава посвящена образу святого в творчестве художника Михаила Нестерова. Признаться, временами я читала эту книгу не без легкой ироничной улыбки, но с неподдельным интересом. Надо отдать должное автору, которая изучила внушительное количество литературы в процессе создания сего труда. Должна также отметить, что книга написана с большим уважением и трепетом к России. Сама Джейн признается, что хоть ей и интересен русский лес и русская культура, она все равно не в силах понять ее до конца. Конечно, умом Россию действительно не понять. Профессор Костлоу пытается познать Россию логически, а это, как мы знаем, невозможно. Что до леса, то мне кажется, что лес в крови у каждого русского человека. Лес для нас - это что-то очень естественное и родное. Начиная от сказок - "Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит", заканчивая тем, что процентов 70% населения нашей страны имеют дачу, а дача - это маленькая жизнь, но это уже отдельная тема для докторской диссертации какого-нибудь американского профессора.
Сергей Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила.
Сергей Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. Локальный патриотизм или фэнтези по-русски. Нон-фикшн академика Максимова, изданный в 1903 году, не что это иное как собрание баек о русских обычаев со всех уездов и губерний нашей необъятной родина. Собственно, части здесь три: про нечистую силу - отворот, приворот, заговор. Здесь приводится краткая инструкция по общению с нечистой силой: как ее задобрить, как подружиться (спойлер: слишком дружить с ней тоже не надо - добром это не кончится). Про неведомую силу - то, что мы сегодня называем стихиями + лесные пространства: рощи. чащи, болота и т.д. Интересно, что в до 17 века в православных молитвах упоминались не только отец, сын и святой дух, но и святой огонь. Так продолжалось ровно до тех пор пока один любопытный человек не сопоставил православные молитвы и византийские и не обнаружил, что никакого огня там в первоисточнике нет. Пришлось переписывать церковные книги переписывать и переучивать молитвы. Третья часть посвящена крестной силе. До сей поры православие в нашей стране дружно уживается с язычеством. Самый языческий праздник, например, это масленица, предшествующий одному из самых главных христианских постов. Изначально этот праздник задумывался церковью как время для плавного перехода к посту с исключительно постной пищей. Однако получилось иначе: народ в отведенное для подготовки к смирению время стал гулять и обжорствовать целую неделю вместо скромных 3 масленичных дней. Интересно, как в нашей культуре и даже вере уживаются не только крестная сила с домовыми и лешими, но и бог с дьяволом. Например, по поверью после рождества (книга издана до 1917 года, поэтому календарь еще по старому стилю) Бог так радовался рождению сына, что выпустил на землю всю нечисть, и во время святок было несдобровать тому, кто не начертит на своей двери крест. На мой взгляд, занимательная книга про истоки наших традиций, обрядов и верований.
Владимир Пропп. Исторические корни волшебной сказки.
Монография советского филолога об исторических предпосылках возникновения сказочных героев и сюжетов. За образами волшебников, колдунов, месть их обитания всегда кроется политико-социальный контекст. Чтобы разобраться в сказке, необходимо исследовать историю ее возникновения, вернее, исторический период, в который она возникла. Владимир Яковлевич исследует русские и зарубежные сказки и проводит параллели между схожими, на первый взгляд, явлениями, однако именно различия между бытовыми, незначительными деталями указывают на разницу культур и менталитетов. В исследовании также уделяется внимание различию мифа и сказки. Грань между мифом и сказкой тонка, однако она есть. и основная разница - это социальная функция. Искренно рекомендую эту книгу не только филологам, философам и литературоведам, но и всем, кто работает с детьми.
#книжный блог #русская литература #русская культура #русские обычаи #леший #русалка #сергей максимов #владимир пропп
сказки