Найти в Дзене
Los Gatos

Когда семплирование внутри хип-хопа стало адекватным? Истории Biz Markie и Бигги

Потрещим, котаны?! #talkznhood@catfacedilla

Многие фанаты хип-хоп культуры знают историю о том, что произошло в ночь с 13 на 14 июля 1977 года в Нью-Йорке. Тогда из-за массовых ударов молний электричество отключилось почти во всём городе. Люди начали грабить магазины, которые остались без защиты. Досталось и отделам электронной техники, из которых утащили множество диджейских установок и других приблуд, которые были не по карману большинству афроамериканского населения. Тут и там начали появляться диджеи, двигающие только зарождающуюся хип-хоп культуру. И в своей творческой деятельности они часто прибегали к семплированию. Сегодня мы поговорим о том, как этот процесс приобрёл свой современный вид.

27 августа 1991 года вышел третий студийный альбом Biz Markie, который назывался «I Need A Haircut». Весь хип-хоп можно поделить на «до» и «после» выхода этого альбома. Почему? Да потому что через некоторое время после его выхода Бизу пришла повестка в суд. Как оказалось, на релизе была засемплирована песня Гилберта О’Салливана «Alone Again (Naturally)». Ещё до выхода альбома лейбл Биза связывался с Гилбертом, но тот отказал ему. Несмотря на это, трек вместе с семплом был выпущен.

Немного промотаем время вперёд. Конечным результатом судебного заседания стало то, что теперь каждое использование музыкальных семплов должно было быть предварительно одобрено первоначальными владельцами авторских прав на них, чтобы артисты и музыкальные компании в будущем могли избежать новых судебных исков. Так семплирование стало, можно сказать, адекватным.

Гилберту О’Салливану удалось добиться выплаты компенсации размером в 250 тысяч долларов со стороны лейбла Биза Марки. Кроме того, решением суда была запрещена дальнейшую продажа всего альбома «I Need A Haircut». В будущем он был переиздан, но уже без того злополучного трека с неудачным семплом.

Биза, кстати, история с судебным разбирательством не очень-то и порадовала — в 1993 году он выпустил альбом «All Samples Cleared» («Все Семплы Очищены»), на обложке которого он предстал в виде судьи, выносящего приговор, вероятно, какому-то рэперу, уже одетому в тюремную форму.

-2

Но бывало и такое, что авторы оригинальной музыки выступали не в роли «угнетателей», а совсем наоборот — не досчитывались с неё денег или даже не получали упоминания в качестве автора. Такое приключилось с Питом Роком, который, по его же словам, создал инструментал для трека «Juicy» от Бигги. Вот, что он рассказывал в одном из своих интервью:

«Это я сделал оригинальный инструментал, но меня нигде не отметили как продюсера. Как-то раз Пафф заявился ко мне домой, услышал бит, над которым я работал. Стоит только ему услышать что-то крутое — это уже выпущено. Но это было выпущено не под моим именем. В итоге я сделал для них ремикс на «Juicy». Только там я был отмечен как продюсер. Но я до конца буду бороться за то, чтобы меня отметили и на оригинальной версии. Я не злюсь, а просто хочу справедливости».

В своём интервью участники Trackmasters — продюсерского дуо, состоящего из Poke и Tone, которое числится ответственными за «Juicy», рассказывали, что они вообще не знали о делах Паффа и Пита. Пок говорил, что Пафф просто пришёл к нему и сказал, что было бы неплохо засемплировать «Juicy Fruit». Он сделал это и принёс материал на студию, где Бигги зачитал под готовый бит — вся история.

Видимо, мы так никогда и не узнаем, какой же вклад всё-таки внёс Пит Рок в «Juicy». За Паффом числится немало тёмных историй. В посмертном клипе Бигги на трек «Dead Wrong» использовались его фотографии 1992 года, которые сделал фотограф Джордж Дюбоз. За использование этих фотографий Джорджу полагалось несколько сотен долларов, но в конечном итоге лейбл Bad Boy Records просто не выплатил деньги и начал играть в молчанку. Если Пафф не заплатил и фотографу, то о продюсере можно даже и не говорить.

Как относитесь к семплированию, котаны? Знаете ли вы примеры заимствований или откровенного байта в хип-хопе? Рассказывайте в комментариях!

#музыка #рэп #хип-хоп #семплы #семплирование #Бигги #the notorious big #juicy #biz markie #пафф дэдди