Найти в Дзене
Generalissimus

Военные преступники ХХ века. Исмаил Энвер-паша

Исмаил Энвер родился 22 ноября 1881 года в Стамбуле. Отцом его был чистокровный турок Хаджи Ахмед-бей, работавший на железной дороге, а мать – домохозяйка по происхождению была албанкой. По материнской линии Исмаил Энвер являлся носителем гагаузской и черкесской крови. Семья Ахмед-бея, воспитывавшего четырёх детей, жила скромно. После окончания начальной школы Исмаил Энвер и его брат Нури поступили в военный колледж, расположенный в городе Монастир. Карьера военного была единственной возможностью для братьев хоть как-то в будущем благополучно устроить свою жизнь. Исмаил Энвер учился посредственно, но всё-таки получил звание лейтенанта и возможность продолжить обучение в Военной академии Генерального штаба. По её окончанию в 1903 году Исмаил Энвер получил капитанский чин (юзбаши). Дальнейшая карьера молодого офицера складывалась весьма успешно. В 25 лет он, ещё не приняв участия в боевых действиях, уже дослужился до звания майора (бинбаши). В 1906 году Исмаил Энвер начал свою политическ

Исмаил Энвер родился 22 ноября 1881 года в Стамбуле. Отцом его был чистокровный турок Хаджи Ахмед-бей, работавший на железной дороге, а мать – домохозяйка по происхождению была албанкой. По материнской линии Исмаил Энвер являлся носителем гагаузской и черкесской крови.

Семья Ахмед-бея, воспитывавшего четырёх детей, жила скромно. После окончания начальной школы Исмаил Энвер и его брат Нури поступили в военный колледж, расположенный в городе Монастир. Карьера военного была единственной возможностью для братьев хоть как-то в будущем благополучно устроить свою жизнь.

Исмаил Энвер учился посредственно, но всё-таки получил звание лейтенанта и возможность продолжить обучение в Военной академии Генерального штаба. По её окончанию в 1903 году Исмаил Энвер получил капитанский чин (юзбаши). Дальнейшая карьера молодого офицера складывалась весьма успешно. В 25 лет он, ещё не приняв участия в боевых действиях, уже дослужился до звания майора (бинбаши).

Здесь и далее по тексту размещены наиболее известные изображения Энвер-паши
Здесь и далее по тексту размещены наиболее известные изображения Энвер-паши

В 1906 году Исмаил Энвер начал свою политическую деятельность, вступив в тайное общество «Родина и свобода», главными членами которого были правые националисты и офицеры, мечтавшие о возрождении былого величия Османской империи.

В июне 1908 года по гарнизонам Турции прокатилась волна возмущений, выступлений и вооруженных столкновений, организаторами которых выступили офицеры, ратовавшие за сохранение территориального и политического единства вконец одряхлевшей и агонизирующей Османской империи.

6 июля к возмущенным, а фактически взбунтовавшимся турецким офицерам, присоединился и Исмаил Энвер, проходивший тогда службу на территории Македонии. Спустя четыре дня майор Энвер организовал стихийный митинг, на котором он после трехкратного залпа орудий громко провозгласил восстановление османской конституции 1876 года, положения которой уже много лет игнорировались режимом деспотичного султана Абдул-Гамида II.

-3

10 июля 1908 года стало отправной точкой дальнейшего стремительного взлёта популярности Исмаила Энвер среди военных, политиков правого толка и простого народа. После событий в Македонии на никому прежде неизвестного майора обрушилась всеобщая слава и чрезмерная похвала.

Исмаила Энвера стали называть «героем османской свободы» и «истинным сыном великой Турции», незаслуженно и некорректно сравнивая с Наполеоном Бонапартом. Оглушенный столь щедрыми авансами соотечественников, Энвер поддался «сладостному звону фанфар», уверовав в своё исключительное предназначение в дальнейшей судьбе Турции.

Широкая народная и армейская популярность Исмаила Энвера позволила ему занять одно из ведущих ролей в партии младотурок – сторонников реформирования и преобразования Османской империи во имя возрождения её прежнего величия и военно-политической мощи.

Исмаил Энвер совместно с другими младотурецкими лидерами – Махмудом-Шевкет-пашой и Ниазим-беем активно участвовал в подготовке свержения султана. Усилия младотурецких заговорщиков увенчались успехом – 27 апреля 1909 года Абдул-Гамид II был низложен.

-4

Новым правителем Османской империи стал слабовольный и нерешительный Мехмед V Решад – младший брат низвергнутого султана. В новом правительстве младотурки имели большое влияние, а потому дальнейшее продвижение Исмаила Энвера по служебной и карьерной лестнице шло стремительными темпами.

С 1909 по 1911 гг. он находился в Берлине в качестве военного атташе, дослужившись до чина подполковника (ярбай). Из Германии Исмаил Энвер-бей (эта почётная приставка к имени полагалась старшим османским офицерам) вернулся истинным германофилом. Он сделался ярым сторонником преобразования османских вооруженных сил по примеру кайзеровской армии.

Сам Энвер-бей обставил свой кабинет портретами и гравюрами с изображением Фридриха II Великого, Наполеона, Мольтке-старшего. Турецкий полковник с удовольствием носил офицерский мундир прусского покроя, отпустил усики в виде двух полумесяцев на манер старших и высших немецких офицеров.

-5

Во время Итало-турецкой войны (сентябрь 1911 – октябрь 1912 гг.) Энвер-бей руководил формированием ополчения в районе Триполи, а затем в звании полковника (албай), стал военным губернатором ливийского города-порта Бенгази.

В ходе Первой Балканской войны, начавшейся в октябре 1912 года, Энвер-бей занимал должность начальника штаба 10-го турецкого армейского корпуса. Его отряды вели боевые действия в районе Адрианополя (сегодня турецкий город Эдирне), окружённого болгарскими частями. Турция за четыре неполных месяца крайне неудачного ведения боевых действий потерпела тяжёлые поражения на всех фронтах.

Стамбул оказался на грани очередного унизительного поражения в войне против второстепенных и недавно образованных балканских держав. Кабинет министров, во главе которых стоял Кямиль-паша, намеревался вступить в мирные переговоры с противоборствующими державами, пока положение на фронтах не стало совсем катастрофическим. Подобный мир со странами-участницами Балканского союза – Болгарией, Сербией, Черногорией и Грецией рассматривался Энвер-беем как недопустимый национальный позор.

-6

23 января 1913 года младотурки во главе трёх пашей – Исмаила Энвера, Мехмед Талаата и Ахмеда Джемаля свергли правительство Кямиль-паши. К верховной власти в стране пришли младотурки, чья партия теперь именовалась «Единение и прогресс». 2 декабря Энвер-бей получил звание бригадного генерала (тут-генерал) и должность военного министра. Теперь к имени его официально полагалась титулярная и крайне почётная приставка «паша».

«Триумвират трёх пашей» продолжил войну против Балканского союза. Неудачи и поражения продолжали преследовать турецкую армию, поставив её на грань полного разгрома. Смирив свою гордыню и национализм, выдаваемый за патриотизм, Энвер-паша и его соратники выразили готовность сесть за стол переговоров.

30 мая 1913 года в Лондоне между Османской империей и странами Балканского союза при посредничестве ведущих европейских держав был заключен мирный договор. Согласно его условиям, Турция лишалась всех своих европейских владений – Фракии, северной и центральной части Греции, Эпира, Македонии, Крита.

Всю вину за столь тяжёлые условия прогнозируемого поражения Энвер-паша и его соратники по триумвирату возложили на правительство Кямиль-паши. Позорная тень унижения Османского государства пала и на Мехмеда V Решада. Однако наиболее сведущие политики мира понимали, что слабохарактерный и бездарный султан является лишь ширмой для младотурецкой клики.

-7

К счастью для Турции её грозный враг – Балканский союз в кратчайшие сроки распался, разбросав искры новой войны. Поводом к раздору и разрыву дипломатических отношений между вчерашними союзниками послужил делёж территорий, отнятых у Турции.

Большую часть бывших османских владений заполучила Болгария, а потому Сербия, Греция и Черногория 29 июня 1913 года объявили ей войну, дабы оспорить несправедливый раздел. К противникам Болгарии вскоре присоединилась Румыния. Энвер-паша воспользовался благоприятным моментом и тоже добился от своих соратников согласия на участие во Второй Балканской войне.

Оказавшись в полном одиночестве перед лицом сразу пяти соседних государств, Болгария всего за месяц боевых действий была разгромлена. В этих скоротечных боевых действиях Энвер-паша, занимавший должность начальника Генерального штаба, лично руководил войсками, штурмовавшими Адрианополь. 22 июля этот стратегически важный город был взят турецкими частями.

По итогам Второй Балканской войны ранее посрамленной Турции удалось возвратить часть утраченных ранее территорий – восточную часть Фракии вместе с отвоеванным Адрианополем. Этот военно-политический успех поднял престиж лидеров младотурков и укрепил личный авторитет Энвера-паши.

В марте 1914 года предприимчивый Энвер-паша женился на Наджие Султан племяннице Мехмеда V Решада и дочери принца Сулейман-эфенди. После этого военный министр получил титул «зятя халифа всех мусульман», который прежде носи­ли лишь зятья султана. Энвер-паша, став родственником Мехмеда V Решада, стал ещё более активно воплощать в жизнь свою доктрину, объединившая на практике теории пантюркизма и панисламизма.

-8

Эта концепция в сочетании с реваншистскими планами возвращения под власть Стамбула утраченных в последнее столетие территорий Балканского полуострова и Закавказья сыграла для Османской империи в будущем роковую роль. Младотурки буквально принудили Мехмеда V Решада накануне Первой мировой войны встать на сторону Тройственного Союза, в котором ведущая роль принадлежала Германии.

В осеннюю кампанию 1914 года Энвер-паша вступал в должности заместителя верховного главнокомандующего и в звании вице-генералиссимуса. Соответственно, номинальным главнокомандующим всеми сухопутными и морскими войсками Османской империи являлся Мехмед V Решад, имевший чин генералиссимуса.

Султан, осознавая свою полную непригодность в военной науке, всю полноту главнокомандования с огромным облегчением и радостью передал Энверу-паше. Вице-генералиссимус посчитал, что настал «звёздный час» его полководческой карьеры. Очень скоро вся турецкая общественность и весь мир убедились, что и военный министр являлся бездарным военачальником.

-9

Желая единолично стяжать лавры победителя русской Кавказской армии, Энвер-паша сосредоточил в своих руках всё руководство турецкими частями во время Сарыкамышского сражения, развернувшегося в конце декабря 1914 года. В результате бездарного командования и распыления сил 3-я турецкая армия всего за четыре неполных недели потерпела сокрушительное поражение.

К исходу 18 января 1915 года турки повсеместно были отброшены на 30-40 км, потеряв почти 78 000 человек (из них до 30 000 замёрзшими). Взвалив всю вину за тяжелейшее поражение под Сарыкамышем на Гасана-Иззет-пашу – командующего 3-й турецкой армией, вице-генералиссимус поспешно удалился в Стамбул. Более Энвер-паша лично не руководил наступательными или оборонительными операциями.

Потерпев полнейшее фиаско на полководческом поприще, Энвер-паша занялся решением национального вопроса. Доктрина пантюркизма и панисламизма к тому моменту лидерами младотурок была превращена в оголтелый шовинизм по отношению ко всем не тюркским народам (прежде всего к христианским), проживавшим на территории Османской империи.

Лидеры младотурок – Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша, а также Бехаэддин Шакир (руководитель военизированной организации, занимавшейся государственной безопасностью) развязали целую серию этнических чисток, депортаций и карательных акций в отношении армян, греков и ассирийцев.

Только за неполные четыре года Энвер-паша и его соратники-палачи прямо или косвенно стали виновниками убийства, гибели или насильственной смерти не менее 1,5 млн. армян. Точное число жертв армянского геноцида не установлено и по сей день. В различных независимых источниках, заслуживающих доверия, диапазон числа погибших представителей армянской диаспоры колеблется от 1 до 2 млн. человек.

Геноцид в отношении ассирийского этноса оценивается в 275-750 тысяч погибших. Жертвами геноцида в отношении греков, проживавших на южном побережье Чёрного моря, в период нахождения у власти Энвера-паши стали 170 576 человек.

Энвер-паша и кайзер Вильгельм II. Фото 1917 года
Энвер-паша и кайзер Вильгельм II. Фото 1917 года

Как военный министр и заместитель верховного главнокомандующего Энвер-паша несёт главную ответственность за разгромные и катастрофические поражения, которые турецкие войска к исходу 1917 года потерпели на всех фронтах – Закавказском, Балканском, Месопотамском и Аравийском.

Несмотря на очевидный крах османской стратегии и крайне бедственное положение турецких вооруженных сил, весеннюю кампанию 1918 года Энвер-паша начал в чине полного генералиссимуса. Он также стал кавалером высших степеней самых почётных османских орденов – Меджидие и Османие.

Обескровленная османская армия не могла более вести даже оборонительные действия, а сама агонизирующая империя оказалась в одном шаге от окончательного распада. Перед угрозой полного политического краха и последующего низложения правящей династии очнувшийся от многолетнего летаргического сна Мехмед V Решад 30 октября 1918 года заключил со странами Антанты перемирие.

Отныне Энвер-паша и его соратники-младотурки оказались вне закона. Лишенный всех постов и званий бывший генералиссимус вместе с Талаат-пашой и Джемаль-пашой отбыл в Германию на немецкой подводной лодке. На территории скоро рухнувшей Германской империи и возникшей на её обломках Веймарской республики турецкий бывший военный министр жил под псевдонимом Али-бей.

-11

Пока Энвер-паша под чужим именем скрывался в Германии на его родине военный трибунал осудил низложенного генералиссимуса, единогласно приговорив заочно к смертной казни. Следует отметить, что Энвер-паша являлся кавалером германского военного ордена Железного креста обеих степеней – 2-й и 1-й.

Во время своего пребывания в Веймарской Германии по-прежнему воинственно настроенный Энвер-паша встретился представителем Коминтерна с коммунистом К. Радеком, входившем в состав большевистского правительства Советской России. Радек заверил турецкого националиста, что советское правительство поддержит Энвера-пашу деньгами и оружием, если тот присоединится в борьбу против британского влияния и присутствия в Средней Азии и Закавказье.

Энвер-паша охотно согласился и в январе 1920 года с несколькими своими сподвижниками прибыл в Москву. На протяжении полутора лет он и его соратники трудились в Обществе Единства Революции с Исламом. По сути бывшего турецкого военного министра правительство В. И. Ленина планировало использовать в борьбе за территориальное и идеологическое завоевание Туркестана, где ещё продолжалась Гражданская война.

Однако у Энвера-паши и его сторонников на тот момент уже появились земляки-конкуренты. В Турции на тот момент ведущей политической силой стала Националистическая партия, возглавляемая Мустафой Кемалем. За ним стояла вполне реальная сила – военная и внешнеполитическая.

В конце концов, советское правительство сделало свою главную ставку именно на Мустафу Кемаля, который в обмен на военную и финансовую помощь отказывался от территориальных притязаний на Армению, Азербайджан и Грузию. Что касается Энвера-паши, то его отправили в качестве советника при частях Красной армии, которым предстояло силой присоединить территории бывшего Бухарского эмирата к Советской России.

-12

Узнав о тесных контактах большевистского правительства с Мустафой Кемалем и окончательно разочаровавшись в идеях социалистической революции, Энвер-паша в ноябре 1921 года открыто перешёл на сторону басмаческого движения. Первоначально бухарские басмачи приняли бывшего турецкого генералиссимуса за ставленника Москвы и агента ВЧК, взяв его под арест.

Однако изрядно поднаторевший в закулисных интригах Энвер-паша быстро доказал свою лояльность и будущую полезность бухарскому эмиру Сейид Алим-хану. В феврале 1922 года эмир назначил Энвера-пашу главнокомандующим всеми басмаческими отрядами, действовавшими на территории Бухары, Хивы и Восточного Туркестана.

В качестве предводителя басмачей Энвер-паша действовал на первых порах гораздо успешнее, нежели на посту военного министра Турции и заместителя верховного главнокомандующего. К исходу марта басмаческие отряды захватили Душанбе и большую часть бывшего Бухарского эмирата (нынешние районы Южного Таджикистана).

На волне неожиданных побед и усиления авторитета среди басмаческих вожаков Энвер-паша требовал от подчиненных именовать себя «Главнокомандующим Вооруженными силами Ислама и наместником Бухарского эмира». В тоже время на своей личной печати он выгравировал следующее резюме: «Верховный Главнокомандующий войсками Ислама, зять Халифа и наместник Магомета».

Однако уже спустя два месяца части Красной армии нанесли отрядам басмачей сокрушительное поражение, отвоевав Бухарские земли и возвратив Душанбе. Уцелевшие банды Энвер-паши были отброшены к афганской границе.

-13

4 августа 1922 года Энвер-паша принял свой последний бой против главных сил советской 8-й кавалерийская бригады близ кишлака Чаган (примерно 100 км восточнее Душанбе). В результате перестрелки и последовавшего рукопашного боя басмаческий отряд был полностью разгромлен, а Энвер-паша убит. По одной версии его застрелили, по другой – разломили череп шашкой.

Даже мёртвый Энвер-паша доставлял советской власти массу хлопот. Дело в том, что его могила стала местом массового паломничества уцелевших сторонников басмаческого движения и непримиримых врагов большевизма. В середине 30-х гг. ХХ века власти Таджикской ССР срыли могильный холм, чтобы скрыть от окрестных жителей точное место захоронение турецкого националиста.

Могила последнего генералиссимуса Османской империи, несмотря на все усилия советского режима, так и не была предана забвению. В августе 1996 года власти уже суверенного Таджикистана в торжественной обстановке передали прах Энвера-паши тогдашнему турецкому президенту С. Демирелю для последующего перезахоронения на родине.

Останки Энвера-паши с почестями погребли в Стамбуле на мемориальном холме Хуррият Эбедие у подножия возвышается 12-метрового монумента, возведенного в память героев младотурецкой революции 1908 года. Те, кто сегодня приносят к этому монументу цветы и воздают почести «героям-младотуркам», пусть вспомнят лишь три цифры, приведенные ниже.

Пусть почитатели Энвера-паши не забывают, что воплощенная им доктрина пантюркизма и панисламизма унесла жизни свыше 3,5 млн. османских поданных. Кроме того, на совести Энвера-паши, занимавшего во время Первой мировой войны все высшие военные должности, не менее 600 000 погибших, а также свыше 800 000 раненных, покалеченных и перенёсших тяжёлые заболевания турецких военнослужащих.

-14

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)