Найти тему
PRAVDA-NEWS.RU

Что делать, если первоклашка после недели обучения отказывается идти в школу?

Ребенок, радостно ждавший начала учебы, через неделю занятий начинает кукситься и жаловаться на плохое самочувствие. К сожалению, это норма для большинства первоклассников. Да и детей постарше синдром накрывает.

Почему так происходит и что с этим делать?

Я с тобой!

Кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладная психология ПГУ Елена Голоюс объясняет:

-2
– Синдром седьмого сентября – это не медицинский термин в широком понимании, а явление, которое характеризует состояние ребенка через неделю после старта учебного года.

Для школьника этот период связан со стрессом, психологическими и физическими нагрузками. Класс, учитель, большое количество детей, новые правила. Не каждый первоклассник способен 40 минут сидеть смирно за партой. Учебные занятия требуют внимания. У многих возникает протест, они хотят обратно в детство. Ребенок может прийти домой и сказать: «Все, мне в школе не понравилось. Я туда больше не пойду».

По словам Елены Андреевны, до поступления в школу родители обязаны максимально подготовить отпрыска к новому жизненному этапу. Нужно настроить школьника: проговорить, как будет проходить учебный день, что может его напугать и расстроить, как правильно реагировать на ту или иную ситуацию. Нельзя обещать праздную жизнь, и заострять внимание на разноцветных карандашах и красивой форме.

– В период адаптации ребенку можно предложить брать с собой, например, любимую игрушку, которую он сможет обнять, если станет страшно или грустно. А дальше эта практика будет трансформироваться. И родители должны постоянно доносить до отпрыска фразу: «Я с тобой!». Эти простые слова содержат глубокий стратегический посыл.

Выбирайте не школу, а учителя

Если ребенок категорически отказывается идти в школу, то нужно серьезно разбираться в причинах. И здесь без тесного контакта с педагогом не обойтись. Именно поэтому Елена рекомендует родителям выбирать для ребенка не школу, а учителя, который подошел бы семье по системе ценностей, с которым было бы легко общаться.

Еще один совет родителям – не ждать чуда. Семилетний ребенок в одночасье не станет ответственным и самостоятельным. Он не будет следить за своими вещами, не возьмется за уроки без напоминания.

– Процессы саморегуляции волевых центров идут на протяжении всего периода детства. А оно, напомню, длится до 18 лет, – добавила Елена Андреевна. – Ответственности нужно учить.

Часто родители говорят, что до 5– 6 класса приходится делать уроки всей семьей. Психолог советует: в 1-2 классах родители, конечно, садятся со школьником рядом, помогая ему сосредоточиться. Но постепенно мама должна «отдаляться», не забывая хвалить за красиво написанные буквы, за самостоятельность. В идеале к 4-му классу ответственность за выполнение уроков должна лежать полностью на ребенке.

Период взросления

В 11– 13 лет у школьника, как правило, падает мотивация, снижается успеваемость. Психолог подчеркивает, через это проходит большая часть детей. Период взросления: гормональные бури не дают сосредоточиться на чем-то кроме себя, своих недостатках, месте в обществе и противоположном поле. Порой такое состояние захватывает и 9-ый класс.

– Подростку нужно помогать, проявлять понимание, побольше разговаривать с ним, – говорит Елена Андреевна. – Именно в это время есть опасность, что поддержку он найдет в компании дурных людей.

Психолог советует создать добрый ритуал, который позволил бы ребенку побыть с семьей и полностью расслабиться. Например, по пятницам можно вместе смотреть фильмы, по субботам готовить что-то необычное или выезжать на природу. Важно, чтобы подросток ощутил спокойствие и защищенность, когда не нужно никуда гнаться. Важно место, где будет комфортно и тепло.

ЕГЭ – не конец света

Год перед выпускными экзаменами – еще один повод для стресса в семье школьников. На этапе подготовки к экзамену немало подростков подрывают свое психическое и даже физическое здоровье.

– Сам процесс подготовки к ЕГЭ забирает немало физических и моральных сил. Времени хотя бы на минимальное восстановление перед самим экзаменом попросту не находится. Результаты закономерны – выгорание и нервный срыв.

Как бы родители ни тревожились по поводу экзаменов, они – главная опора своего чада в этот трудный период. Важно дать понять ребенку, что они рядом и всегда на его стороне – «Я с тобой!».

Надо помогать и поддерживать ребенка по мере своих сил и возможностей: навести порядок в его комнате, приготовить еду, даже сопровождать на экзамен – просто в качестве моральной поддержки, взаимодействовать с учителями, если это необходимо.

А еще мамы и папы должны объяснить ребенку, что экзамены, безусловно, важны, но это всего лишь этап, за которым последует следующий. Что даже при неудаче есть несколько вариантов решения проблемы.

Задача взрослого – создать такие условия дома, в которых ребенок вне зависимости от возраста чувствовал бы себя в безопасности, знал, что его принимают таким, какой он есть, что в любой момент можно поговорить с близкими о своих страхах и проблемах.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Совет №1. Обязательно соблюдать режим, не допускать, чтобы ребенок засиживался за телевизором или компьютером допоздна.

Совет №2. Не стоит ругать ребенка за какие-то неуспехи. Надо отмечать его достижения, чтобы сформировались уверенность в себе, желание успешности.

Совет №3. Не забывайте, что ребенок должен развиваться не только интеллектуально и физически, но и эмоционально. Ему нужно играть, баловаться, общаться со сверстниками во внеурочное время.

Как пережить ОГЭ и ЕГЭ

Совет №1. Создайте положительный эмоциональный фон в семье.

Совет №2. Как можно больше разговаривайте с ребенком, давайте ему возможно выговориться.

Совет №3. Инициируйте любые, но посильные физические нагрузки, напоминать о необходимости бывать на свежем воздухе или даже выходить на прогулки вместе с ним.

Совет №4. Разработайте альтернативный план действий на случай, если что-то пойдет не так: обсудите, как и где можно продолжить обучение или начать работать. Покажите ребенку, что вы готовы к любому ситуации и что продумывание сценариев – это часть и его, и вашей ответственности.

Совет №5. Родители должны понаблюдать за собственным состоянием. Комфортно ли ребенку с вами? Где ваши мысли: в неопределенном будущем («что будет, если он/она получит плохой балл?») или в текущем моменте («как нам построить подготовку сегодня?»). Вы переживаете невероятно важный, непростой период жизни, но помогут ли негативные эмоции? Разрешите себе быть спокойными.

Автор: Елена СИНИЦЫНА