Найти тему
Публичные заметки

Супермен

Кадр из х/ф «Человек из стали»
Кадр из х/ф «Человек из стали»

Супермен.

В дополнение к модерну есть один занимательный факт, касающийся супергероев. Умберто Эко в статье, посвящённой Супермену, говорит, что такой тип героя мог появиться только в индустриальную эпоху. Герои прошлого не на столько превышали своей силой человека, как Супермен. Способный летать быстрее скорости света, перемещаться во времени, взглядом плавить металл и видеть сквозь стену. Все это необходимо герою в двадцатом веке, поскольку человек стал чувствовать себя беспомощным. 

Мы перемещаемся на большие расстояния с большой скоростью не сами, а с помощью машин и самолетов. И если с самолетом что-то случится, то на такой высоте и скорости очень мало шансов выжить. Сверхзвуковые ракеты, способные убивать людей до того, как те услышат ее приближение. Большой город очень сложно пересечь пешком, и не только из-за расстояния, но и из-за всевозможных магистралей. Высотные здания, машины и даже бытовой газ, и электричество представляют угрозу для человека. И в этой среде себя комфортнее всего чувствует именно супергерой. Его не пугают пули, машины, и падение с 30-го этажа не представляется ему опасным! 

Супермен интересен нам ещё и своим образом, который отмечает Билл в фильме «Убить Билла». Человек паук был обычным парнем, прежде чем стать героем, также и Бэтман и Железный человек. А Супермен, в первую очередь, Супермен, он лишь притворяется человеком, Кларком Кентом. Кларк Кент - это то, какими Супермен видит нас, обычных людей: неуклюжими, зажатыми, неуверенными в себе, слабыми.

Может быть в Христианскую эпоху человек, хотя бы потенциально, мог возвыситься над слабостью тела силой своей души. Стать подобным Христу. Жизнь в теле подготавливала душу к жизни вечной. Сейчас понятие души стало размытым, и осталось тело, которое не способно конкурировать с машинами. Поэтому, в том числе, мы фантазируем о героях с телами, способными противостоять любой бытовой угрозе.

Я бы ещё вместе с вами хотел поразмышлять над таким вопросом: почему супергерои из мира комиксов, которые читали приемущественно подростки, да и то, далеко не все, стали столь популярны у разных возрастных групп и обоих полов в эпоху метамодерна? Что такого произошло за последние 15-20 лет, что фильмы о супергероях стали главными фильмами массового кино?