12 июля 1943 года командир 143-го гшап Семён Володин повёл весь личный состав (32 штурмовика Ил-2) в район юго-западнее Прохоровки. Именно туда, где полыхало ставшее знаменитым танковое сражение.
Первую атаку «Илы» выполнили с ходу: подавляя пулеметно-пушечным огнем зенитную артиллерию противника и прижав вражескую пехоту к земле. На выходе из пикирования сбросили часть бомб по танкам. Затем вся группа перестроилась в круг – экипажи стали сбрасывать ПТАБы и обстреливать противника реактивными снарядами.
На отходе наши штурмовики встретились с армадой из 80-ти Ju-87, шедшей на бомбардировку советских войск. Командир полка принял нестандартное решение: атаковать их. Он развернул всю группу на бомбардировщиков, и «Илы» за несколько минут сбили 11 из них. Затем на Юнкерсы и сопровождавшие их истребители навалились наши истребители сопровождения «Илов». Всего в этом скоротечном бою было сбито 20 бомбардировщиков противника!
В этот день все лётчики 143-го гшап совершили по четыре (!) боевых вылета.
Вот таким – максимально жёстким – было боевое крещение молодого пилота Николая Кукушкина, всего месяц назад окончившего Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков в г. Оренбурге; плюс прошедшего быструю переподготовку на Ил-2, в 10-м запасном авиаполку в Куйбышеве.
Один из лучших лётчиков-штурмовиков
До конца войны Николай Иванович Кукушкин совершил 153 боевых вылета на штурмовике Ил-2. 7 февраля 1944 года его сбили немецкие зенитчики. Кукушкин совершил вынужденную жёсткую посадку на территории, контролируемой противником, и до 13 марта 1944 года пробирался к своим.
Последние боевые вылеты пилоты-штурмовики 143-го гшап сделали уже после Победы, 11 мая 1945 года. По их количеству Кукушкина в полку опережал только командир эскадрильи Николай Кирток. Оба они 27 июня 1945 года стали Героями Советского Союза.
После войны Николай Кукушкин продолжил службу в строевых частях ВВС (Центральная группа войск, Венгрия), занимал должность заместителя командира эскадрильи.
Злую шутку в его судьбе и карьере сыграл алкоголь. Кукушкин и во время войны иногда позволял себе лишнее. К тому же, ещё и отличался сложным, задиристым характером. Возможно, поэтому и в звании выше старшего лейтенанта так и не продвинулся.
Но «воевал он хорошо, тут нечего сказать. Сначала летал ведомым, а потом водил вторую четверку. Совершил 150 боевых вылетов, в 45-м получил Героя», – рассказывает Николай Кирток.
Неожиданное продолжение ужина с девушкой
По воспоминаниям Николая Наумовича, в Венгрии до сведения личного состава довели приказ: Запрещается встречаться с иностранными женщинами!
Кукушкин этот приказ нарушил – повёл венгерскую девушку в ресторан. Как назло, в это заведение явился начальник политотдела дивизии подполковник Виноградов. Начал его распекать, выпроваживать из ресторана. По словам Киртока, Кукушкин пообещал Виноградову, что сейчас покинет заведение.
Однако, когда замполит через некоторое время вновь зашёл в ресторан – Кукушкин продолжал там сидеть с девушкой как ни в чём ни бывало, и, по всей видимости, уходить не собирался.
Лётчик был пьян, и разговор пошёл на слишком повышенных тонах. В ходе конфликта Кукушкин застрелил замполита. После чего – пытался покончить с собой, но только получил ранение.
При этом на суде Николай Кукушкин отрицал свою вину в убийстве. По его версии событий, он шёл вместе с Виноградовым по площади Ферше, где на них было совершено нападение. При этом ему нанесли сзади удар по голове, он потерял сознание и больше ничего не помнил.
В приговоре же Военным трибуналом 2-й воздушной армии было записано:
«Кукушкин 24 октября 1947 года в 20 часов 30 минут, в городе Папе на площади Ферше, будучи в нетрезвом состоянии, на почве хулиганских побуждений произвёл 3 выстрела из принадлежащего ему пистолета в подполковника Виноградова, который от полученных ранений через 40 мин. скончался.
После произведенных выстрелов в Виноградова, Кукушкин нанес себе огнестрельное саморанение, отчего упал на мостовую, где и был подобран прибывшими к месту происшествия офицерами».
Вот так глупо и нелепо, по пьяной лавочке, был поставлен крест на карьере и жизни лётчика-Героя.
Попыток вернуть себе звание и награды не предпринимал
«За это его разжаловали, дали 25 лет. В другое время расстреляли бы, но тогда вышел приказ об отмене смертной казни. Николай Кукушкин 17 лет проработал на урановых рудниках», – вспоминал Николай Кирток.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 ноября 1948 года Кукушкина лишили звания Героя Советского Союза и других государственных наград.
В 1956 году он досрочно освободился. Поселился в станице Прочноокопской Новокубанского района Краснодарского края (хотя сам был родом из Ульяновской области). Он создал семью, имел двоих сыновей. Прожил, правда, недолго: всего до 43-х лет.
Родственники, земляки, ветераны пытались добиться восстановления Николая Кукушкина в звании и (или) возвращения ему боевых наград. Но сам он никогда подобных попыток не делал.
Случай с этим геройским лётчиком лишний раз подтверждает опасность алкоголя: он любую безобидную ситуацию способен превратить не только в комическую, но и в трагическую. А после – события назад уже не «отмотаешь».
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, насколько справедливым было такое наказание?