Всем здравствуйте. Алалия ( она же ОНР 1, общее недоразвитие речи первого уровня)- органическое поражение корковых отделов головного мозга, отвечающих за речь. Что значит "Органическое"? То есть речь идет о невоспалительном характере повреждения☝( это не опухоль, не инфекция).
Что именно происходит в мозге у алалика? Нейроны, которые должны получать сигналы и помогать выполнять нужные функции подвергаются разнообразному воздействию, из-за чего теряют силу, работа мозга нарушается в целом. Страдает и функция, ответственная за движение ( алалики имеют неуклюжесть, у них слабо развита мелкая моторика), страдают когнитивные способности ( память, мышление, логика, внимание), речь.
Существует 3 вида алалии: моторная и сенсорная и сенсомоторная. В этой статье речь пойдет пока о моторной алалии. Итак, моторная алалия- это диагноз, который обнаруживается у ребенка с поражением зоны Брока, которая отвечает за воспроизведение речи, за функцию "говорения". Ребенок все понимает, но сам сказать не может. Существуют алалики совсем неговорящие и малоговорящие с множеством ошибок. Об этом далее...
Симптомы моторной алалии:
🔸️1. Ребенок ПОНИМАЕТ обращенную речь.
🔸️2. Ребенок не говорит или имеет пару слов, фраз из лепетных слов, которые мало понятны окружающим
🔸️3. Ребенок стремится к общению, используя мимику и жесты.
🔸️4. У ребенка сохранен интеллект, но он может затрудняться при выполнении определенных заданий.
🔸️5. У ребенка нет нарушений физического слуха ( то есть ребенок слышит отлично, тугоухости нет)
🔸️6. Ребенок, пытаясь повторить звук или слово затрудняется определить как правильно надо расположить язык во рту, какую позу принять губам ( трудности в поиске артикуляционной позы). Ребенок может пытаться пальцами помочь языку подняться или опуститься, то есть механическая помощь при произнесении звуков, слов.
🔸️7. У ребенка нарушена слоговая структура слов, он может отдельно произнести слоги, но переключиться между ними не получается. Например, отдельно сказать "ки" "ви" может, а "киви" никак. Трехсложные слова и вовсе представдяют собой непроходимый лабиринт.
🔸️8. Множество замен звуков, пропуск букв в словах.
🔸️9. Грамматические нарушения: ребенок не может менять слова по падежам, не в силах построить фразу, тем более грамотно оформленное предложение.
🔸️10. Фонетико-фонематическое восприятие и слух нарушены ( ребенок с трудом различает слова, похожие по звучанию: бочка/кочка, трава/дрова, кочка/точка)
🔸️11. Ребенок испытывает дефицит внимания, быстро утомляется.
Если говорить коротко- то система речи полностью нарушена, от произношения отдельных звуков до построения предложений.
Формы моторной алалии:
🔹️Афферентная форма- у ребенка не получается произносить звуки, он не понимает, как надо расположить губы, зубы, язык, чтобы получить тот или иной звук. Это самая тяжелая форма и дольше поддается коррекции.
🔹️Эфферентная форма- ребенок имеет в активном словаре слоги, но ему не удается получать из них слова, не может объединить: ли-са, ки-са, Ка-тя, А-ня, Пе-тя. Эта форма быстрее поддается коррекции. Требуется усиленная работа над слоговой структурой слова и включение в каждодневные занятия визуально-ритмические ряды.
Как выявить моторную алалию:
- Поход к неврологу ( визуальный осмотр)
- Лор ( проверка сохранности слуха)
- МРТ
- Ээг
- ЭхоЭг
- Логопед ( оценка состояния артикуляционного аппарата, звукопроизношения, интеллектуального развития)
❗В отдельной статье я подробнее расскажу о каждом виде исследования и для чего оно проводится.
Лечение моторной алалии:
1. Сколько длится? От одного года до...( это сказать трудно, так как все зависит от количества занятий в неделю, времени занятий, которое уделяется ребенку дома, от грамотности специалиста и включения дополнительных средств помощи ребенку, например занятия с нейропсихологом, посещение бассейна, музыкотерапия, сказкотерапия и проч. Комплексный подход к решению проблемы дает лучший и скорейший результат).
2. Кто из специалистов занимается лечение моторных алаликов: невролог, учитель-логопед ( логопед-дефектолог), нейропсихолог.
3. Из чего состоит лечение?
- Прием лекарственных препаратов ( по результатам обследования) Выписывает невролог.
- Занятия с логопедом. Это основа!
( сюда же включаю занятия на развитие мелкой моторики и высших псих.функций)
- ЛФК
- Общий массаж
- Физиотерапия
- Занятия с нейропсихологом ( развитие крупной моторики).
- Занятия дома с родителями ( создание речевой среды).
Этапы логопедической работы по преодолентю моторной алалии ( ОНР 1 уровня).
✅1. Повышение желания ребенка контактировать со взрослым, включение его коммуникативных способностей с помощью игр.
✅2. Развитие понимания обращенной речи за счет увеличения пассивного словаря. В работе должны быть отдельные слова+ короткие фразы максимум из 4 слов.
✅3. Развитие активного словаря- звукоподражания. Задача этого этапа- получить отдельные звуки и слоги.
✅4. Уточнение произношения звуков и слогов ( когда получили долгожданный звук пробуем сделать его более четким путем многократного повторения, логоритмических упражнений)
✅5. Работаем над повышением интеллектуальных способностей. Устраняем пробелы в знаниях. Развиваем память, внимание, логику и мышление, усидчивость, эмоционально-волевую сферу.
✅6. Проводим артикуляционную гимнастику для развития подвижности артикуляционного аппарата и умения ребенка чувствовать, управлять своими мышцами.
✅7. Развиваем крупную и мелкую моторику с помощью игровой деятельности.
✅8. Задача в конце занятий по преодолению ОНР 1 уровня- вытянуть ребенка до умения произносить отдельные слоги, простые односложные слова, понимать и пробовать составлять простейшую фразу из 2 слов ( например, с указательным местоимением "это мяу"- это киса, "тут ка" тут ворона, " Гав бум"- собака упала", "мама ам"- мама ест и т.д.
Если говорить кратко, то главная задача первого этапа - вызвать желание у ребенка повторять звуки и слова за нами, дать ему понять, прочувствовать свой артикуляционный аппарат, понять как даются, как появляются звуки, накопить достаточный словарь для понимания и воспроизведения речи. Когда ребенок достигнет ОНР 2 уровня, вот тогда уже работа начнет усложняться, ведь основной задачей будет получить новые слоги, объединить их в слова, зафиксировать их произношение в памяти и т.д. Об этом поговорим в ближайших статьях.
⚠️Теперь о важном: если моторного алалика удается "вытянуть" до ОНР 1- ОНР2, то дается справка об инвалидности и ребенок не сможет в дальнейшем посещать образовательные учреждения с детьми, у которых нет тяжелых нарушений речи. Начиная с ОНР 3 уже есть возможность снять диагноз "Алалия" и по возможности отправить ребенка учиться в обычный сад или общеобразовательную школу.
Скоро расскажу:
1. Отличие моторной алалии от сенсорной ( не только в понимании речи)
2. Отличие моторной алалии от аутизма
3. Отличие моторной алалии от диспраксии
4. Отличие алалии от дизартрии
5. "Зеленые чемоданчики" с книгами, пособиями и обучающими программами.