Найти тему

Государственные информационные системы как источники информации для GR-специалиста

Одним взглядом:

Каждый федеральный и региональный орган власти использует собственные (ведомственные) и федеральные государственные информационные системы;
Минфин России использует портал Электронный бюджет для составления закона о федеральном бюджете;
Счетная палата РФ запустила свой портал открытых данных о расходах и доходах госбюджета;
Информация об этих системах доступна только в министерствах, на сайтах самих систем или на сайте федерального бюджета.

Государственные органы не могу выполнять свои функции без информационных технологий, которые позволяют им в автоматическом или полуавтоматическом режиме оказывать услуги населению и бизнесу, осуществлять межведомственное взаимодействие, реализовывать свои полномочия, например, проводить госзакупки, формировать федеральный бюджет или региональный и муниципальный бюджеты, предоставлять открытые данные о своей деятельности. Последнее является наиболее интересным для бизнеса, а значит и одной из задач для GR-функции компании – получать отрытые данные от государства.

Каждый федеральный и региональный орган власти использует собственные (ведомственные) и федеральные государственные информационные системы. Информация об этих системах и их функционал доступен на официальных сайтах таких систем, например, gisp.gov.ruГосударственная информационная система промышленности и/или на сайте госоргана, который отвечает за ее функционирование и развитие.

Однако именно Правительство РФ определяет, кто и какой информацией владеет и как ей распоряжается. Приведем несколько примеров. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет» (budget.gov.ru) является основным информационно-аналитическим инструментом Минфина России, в рамках которого ежегодно формируется проект федерального бюджета, а также публикуется информация об исполнении федерального бюджета, включая бюджеты Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) и других государственных администраторов расходов и доходов федерального бюджета и получателей бюджетных средств. Другой пример - Счетная палата РФ тоже создала свой портал по расходам и доходам федерального бюджета (spending.gov.ru). Вы можете сравнить подходы к представлению информации о публичных финансах Минфина России и Счетной палат РФ и использовать их открытые данные в целях развития своих продуктов и услуг.

Более узконаправленная информация содержится, например, в открытых данных Минстроя России, планах проведения проверок соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок федеральных служб, федеральных агентств, федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Минприроды России, в едином государственном реестре объектов культурного наследия, опубликованный на портале открытых данных Минкультуры России, и на других ресурсах госорганов. Бизнес имеет возможность использовать данные от государства в следующих целях:

  1. управление рисками (через мониторинг регуляторных решений, колебания валютных курсов, изменения ставок госпошлин для импортеров и другими);
  2. анализ рынка и новых возможностей (через получение больших данных для, разработка новых продуктов, в том числе IT-решений, повышение качества существующих услуг и продуктов);
  3. оптимизации расходов, (через получение льгот при производстве критически важной продукции, снижение издержек за счет государственных субсидий и грантов).