Найти тему
Книги Теймерит

Что происходит в мозге, когда вы мечтаете, как видят мир люди с косоглазием, когда смеются крысы?

Книга Л.Коэна "Почему девочки не хуже мальчиков разбираются в математике"(2016) хороша, и я получила удовольствие от чтения, мои домашние и подруга тоже оценили ее положительно.

Довольно давно купила книгу в Интернет-магазине «Озон», это издание было в «Лабиринте», и в «Буквоеде», сегодня его найти в бумаге не так просто (но в сети - есть) . Объем небольшой – 266 страниц, в книге черно-белые иллюстрации, твердый переплет теплого зеленого оттенка.

Обложка издания книги Лорана Коэна на русском языке "Почему девочки не хуже мальчиков разбираются в математике" (2016),  изображение из сети Интернет
Обложка издания книги Лорана Коэна на русском языке "Почему девочки не хуже мальчиков разбираются в математике" (2016), изображение из сети Интернет

Оформление приятное – переплет декорирован черными рисунками, будто сделанными в записной книжке от руки, в центре - фиолетовые буквы названия. Бумага матовая, не бликует, шрифт довольно крупный. Перевод с французскойго выполнен Н.И.Озерской; хороший перевод – и грамотный, и сохранивший юмор и естественность человеческой речи (иные переводы "научпопа" будто сделаны контуженным R2D2).

Как говорит нам аннотация , автор - Лоран Коэн, нейрофизиолог, профессор. Пишущие профессионалы вызывают у меня симпатию и доверие, хотя, конечно, не всегда ученый – хороший писатель ( кстати сказать, для меня важный маркер качества книги - профессиональная биография автора, и, прежде чем купить книгу, я заглядываю в биографическую справку – где учился, чем занимался, какую карьеру построил, прежде чем начал писать…опыт показывает, что труды лиц, со школы «посвятивших себя занятиям литературой» не стоят материальных вложений по простым объективным причинам, единственное очень редкое исключение из этого – поэзия).

В книге Лорана Коэна 40 коротких историй, некоторые похожи на недлинные эссе, другие построены на обсуждении конкретных научных фактов и экспериментальных результатов - но без сухости, наукообразных назиданий и без излишней воды. Истории не связаны между собой. Поэтому вы можете начать читать с той, к которая приглянется. В оглавлении эти четыре десятка рассказов о нейрофизиологии разбиты на группы : про память и развитие , зрение и моральный выбор, и болезни и нарушения работы мозга – выбирайте .

Прочитав эту книгу, вы узнаете, какая область мозга ответственна за нашу память и где же она в нем расположена, как мы запоминаем и забываем информацию, случается ли такая амнезия, как в латино-американских сериалах, и что делать и как выглядит в жизни кратковременный провал в памяти…

Касается профессор Коэн и такой темы, как ранние детские воспоминания и дает свой ответ на вопрос, почему люди плохо помнят и не могут рассказать о том, что с ними было с 2, 3 или 4 года. Не буду открывать все карты, но Л. Коэн пишет о том, что многое связано с опытом овладения языком, и слово – тот волшебный хвостик от клубка, за который из омута памяти можно вытащить на дневной свет всю нить случившегося…и рассказать об этом. А как рассказать о том, что не знаешь, как назвать? Остается впечатление, что слова не дают нашим воспоминаниям ветшать и расползаться. Конечно, это не всё о проблеме ранних детских воспоминаний, но любопытно, правда? Если хотите знать суть того, как оно происходит – вы знаете, где есть ответ.

Профессор рассказывает и об эффекте «дежавю», о том как и с какой стороны ученые подобрались к нему, и вы узнаете, какие особенности работы мозга приводят к тому что ощущение того, что вы, находясь в незнакомой обстановке , уверены что были в ней ранее? Интересно? Мне –да. Кстати, не все психологи, получившие профильное образование всё-превсё знают из того, о чём пишет Л.Коэн, и не потому, что плохо учились, а потому, что научная информация накапливается очень быстро, а популярные книги о научных открытиях пишутся медленнее и непросто.

А глава «Память старой слонихи» вообще сгодилась на удивительное дело - помогла моей подруге ввести в задумчивость юных подчиненных, забывших о деле и кайфующих от собственного амбициозного и позитивного креатива.

Ещё Лоран Коэн пишет о том, что отвращение к негодной испорченной пище и отвращение к моральной нечистоплотности вроде бы задействует одни и те же области мозга, и область мозга, ответственная за принятие решений в этических дилеммах так же обнаружена, а судьи при рассмотрении дел принимают более мягкие решения о наказании , тогда, когда… А люди, крысы, гориллы и люди смеются, тогда, когда…В общем, читайте, как нравится – вразбивку или последовательно, с карандашом или для развлечения.

Напоследок скажу еще об одном плюсе этой книги. К сожалению, современные научно-популярные книги и журналы порой напоминают горсть ярких леденцов – тут тебе и красивые картинки, и ошеломительные научные сенсации, и восторженные рекламные вопли крупным шрифтом - от журналистов, пишущих о науке и экспертов в других областях … и никакой целостной картины : фрагментарно, и без связи уже известным, с открытым ранее. А поэтому, информация, болтающаяся в пустоте, ни к чему не привязанная, испаряется и истаивает очень быстро. Эта книга, к счастью, последовательна : удивительное явление – его природа с точки зрения специалиста в области нейрофизиологии и психологии – возможные следствия и параллели – практическое значение…

Конечно, можно думать, что лет через 10 данная книга несколько устареет, но все равно, в качестве первой книги о нейрофизиологии, о психологии она может стать удачей - после чтения остается ощущение удивления, любопытства и радости. А это хорошо.

Кстати, про вопрос, вынесенный в название книги, о математике ничего писать не буду – узнавайте сами

Конечно, я заметила, что автор на страницах этой книги "Почему девочки..." упоминает другую свою книгу, и неявно, но очень настойчиво призывает ознакомиться и с нею... Ну что же, хорошо, посмотрим.

Книгу, без сомнений, можно рекомендовать завести в семейной библиотеке. Школьник найдет интересный и серьезный рассказ о секретах, которые хранит его собственный мозг, и, возможно его следующая книга тоже будет о науке (мой 14-летний племянник сказал: «Тётка, а у тебя еще чё-то такое есть?»), взрослому, далекому от науки вообще и всех ветвей психологии в частности, будет легко, и чтение поможет отвлечься от тревог и рабочих склок прошедшего дня.

Психологу поначалу книга покажется простоватой, но потом наведет на размышления – как же надо писать для обычных людей и разговаривать с ними, чтобы они понимали тебя (тогда не придется напоминать им, посверкивая спецтерминами, какой ты специалист).

Жаль только, что в бумаге книги нет - тираж распродан. Но ее можно найти в сети.

#что почитать #научпоп #интересные книги #чтопочитать