Найти тему
Медиа-НН

Кто будет бороться с контрафактом: производитель или правообладатель?

Начинаем цикл статей на важную тему в сфере защиты интеллектуальной собственности: "Кто будет бороться с контрафактом: производитель или правообладатель?"

Начнем с вопроса о том, зачем нужно бороться с контрафактом? 

И прежде всего стоит затронуть тему влияния борьбы с контрафактом на продвижение лицензионной продукции.

В отношении популярных брендов у недобросовестных предпринимателей практически всегда возникает соблазн начать использование этих брендов, не получая соответствующего разрешения у правообладателя и не выплачивая ему вознаграждение. В 99% случаев незаконное использование брендов вызвано именно желанием сэкономить. Продукция с размещенными на ней брендами без разрешения правообладателя юридически признается контрафактной. А в отношении производителей, импортеров и продавцов такой продукции на законодательном уровне предусмотрена уголовная, административная и гражданская ответственность.

Должен ли правообладателя бренда беспокоить вопрос контрафакта? Несомненно, поскольку производители продукции оценивают как популярность бренда, так и его защищенность от неправомерного использования. Иногда со стороны производителей звучит следующее мнение: «Зачем я буду заключать лицензионный договор и отчислять вознаграждение, если другие используют бренд и этого не делают?». Конечно, это мнение неверное и, скорее всего, такие производители не сталкивались с санкциями за незаконное использование бренда.

При наличии проблемы, связанной с контрафактом, правообладатель претерпевает существенные имущественные потери в виде недополученной прибыли в форме лицензионного вознаграждения, а также несет репутационные риски для бренда, возникающие в связи негативными отзывами неосведомленных потребителей, которые не предполагают, что попавшая в их руки некачественная продукция с использованием любимого бренда не была согласована с правообладателем и является контрафактной. Поэтому правообладатели должны быть заинтересованы в борьбе с контрафактом. Однако, есть правообладатели, которые не ведут никакой работы по защите принадлежащих им брендов. Сложно судить, какие истинные мотивы такой позиции, но она имеет место быть. Поэтому мы рекомендуем производителям выяснять у правообладателей, ведут ли они деятельность по защите брендов. Если ведут, то попросить предоставить информацию о том, какая именно работа проводится и какие ее результаты. Также данную информацию можно проверить самостоятельно, к примеру, посмотрев в открытом доступе наличие судебных разбирательств по вопросам защиты бренда. 

Также при заключении лицензионного договора необходимо прописать обязанность правообладателя по ведению борьбы с контрафактом в категории продукции, на которую заключается лицензионный договор. 

Исходя из нашей практики, бренд, который охраняется, всегда более интересен производителям!