Найти тему

Книги в радость: 10 правил детского чтения

Оглавление

Французский писатель Даниэль Пеннак в книге «Как роман» выделил 10 правил детского чтения. Если вы позволите ребенку следовать этим принципам, то его общение с книгой будет лёгким, увлекательным и по любви. А ведь это самое важное, верно?

«Книга — убежище от перестука дождя, ослепительная тишина страницы в гуле метро, роман, пристроенный в ящике конторского стола, минутка чтения, выпавшая учителю, пока ученики "плавают", и украдкой читающий на задней парте ученик, который сдаст учителю чистый листок бумаги...»

1. Право не читать

Не стоит заставлять читать ребенка насильно, из этого всё равно не выйдет ничего хорошего. Попробуйте заинтересовать его другим способом. Например, можно предложить прочитать что-нибудь вместе, а после обсудить. И отдайте ребенку право выбора, пусть он сам решит, какую именно книгу вы прочтете сегодня вечером!

Может быть, это будет «Заходите вместе с собакой» Людмилы и Леонида Одинцовых или «Русалочье сердце» Юлии Даниленко?

Для младшего и среднего школьного возраста
Для младшего и среднего школьного возраста

2. Право перескакивать

Пусть ребенок перелистывает те страницы, которые вгоняют его в тоску. Позвольте ему читать то, что вызывает искренний интерес.

Можно выбрать книгу, состоящую из коротких рассказов. Если один не понравился — переходи к следующему. Это может быть «Только этого мне не хватало!» Станислава Секретова или «Ключ под ковриком. Рассказы Серёжи Данилочкина» Инны Карповой.

Для младшего и среднего школьного возраста
Для младшего и среднего школьного возраста

3. Право не дочитывать

Никогда не заставляйте ребенка дочитывать до конца книгу, которая ему не нравится. Вокруг так много интересных и увлекательных историй, среди которых обязательно найдется что-то подходящее. И через которые не придется пробираться с болью. Вдруг одна из таких приятных и увлекательных историй — это «Любопытная Швабра» Ольги Сафроновой?

Для младшего и среднего школьного возраста
Для младшего и среднего школьного возраста

4. Право перечитывать

Пусть ребенок перечитывает любимую книгу бесчисленное количество раз, если ему того хочется. Запаситесь терпением, но не останавливайте!

Мы знаем, что маленькие читатели по несколько раз любят перечитывать наши сказки. Полюбившиеся многим «Принцесса Торнада» Анны Игнатовой и «Кто ты, Няня Ву?» Ксении Горбуновой — это отличные истории, которые хочется перелистывать снова и снова!

Для младшего и среднего школьного возраста
Для младшего и среднего школьного возраста

5. Право читать, что попало

Вы можете поспорить с этим пунктом, но он важен. В школе дети сталкиваются с достаточным количеством запретов, поэтому в домашнем чтении ребенок должен иметь полное и безоговорочное право самому выбирать книгу для чтения. Позвольте ему делать это, исключив из поля выбора опасные книги.

Вы можете сказать, что триллеры, фантастика или детективы — это не лучший выбор для подросткового чтения. Но мы поспорим! Книги в таких жанрах позволяют ребенку «выдохнуть»: увлекательно провести время, отдохнуть, получить яркие эмоции от динамичного сюжета и необычных художественных решений. Отличными идеями для чтения станут триллер об искусственном интеллекте «Эрго набирает сообщение» Татьяны Донценко и школьный детектив «Они тоже люди» Ксении Отевой.

Для среднего и старшего школьного возраста
Для среднего и старшего школьного возраста

6. Право перепутать книгу и жизнь

Не стоит смеяться над идеалами юного читателя, будьте толерантны, даже если вы понимаете, что любимый герой вашего ребенка далек от реальной жизни. Дайте шанс отправиться в увлекательное путешествие вместе со сказочным персонажем. Может быть проводником в мир чтения станет куча листьев и перьев Платон из философской сказки Анастасии Строкиной «Держиоблако» или синий кот из истории «Первым явился Тараска» Гули Риф?

-7

7. Право читать, где попало

Пусть ребенок читает там, где ему удобно: в кровати, в транспорте и даже за едой. Если он берет с собой книгу, то это счастливый сигнал: ребенок полюбил чтение!

И если хочется почитать в автобусе «Внеклассную жукологию» Юлии Аслановой или зарыться в кровати и нырнуть в чудесную историю Юлии Кузнецовой «Варя и Оля — подружки навек», то почему бы и нет?

8. Право читать вслух

Ребенок может захотеть прочитать вам вслух особенно понравившееся место в книге. Это чудесная весть: он хочет разделить с вами эмоции от прочитанного. Постарайтесь уделить этому время и выслушать его. Это важно!

Почему бы вместе не посмеяться над историей о летних приключениях в лагере «Василькин Д. Седьмой отряд» Виктория Ледерман? Или не разделить проснувшийся у ребенка авантюризм от детектива Тамары Михеевой «Тайник в доме художника»? Это не только сможет поднять настроение, но и сблизит вас с вашим юным читателем.

Для младшего и среднего школьного возраста
Для младшего и среднего школьного возраста

9. Право читать с любого места

Это значит, что ребенок может выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку, потому что у него в распоряжении только эта минутка и есть. И кстати, даже пара прочитанных страниц могут расширить кругозор!

Например, открытая в случайном месте «Виолетта Фиолетовна» Натальи Вишняковой может принести совершенно удивительные открытия. Вы узнаете происхождение слова «ожерелье», услышите байку об Александре Блоке и выберете суффикс, который больше всего отражает ваше мироощущение сейчас.

Для среднего и старшего школьного возраста
Для среднего и старшего школьного возраста

10. Право молчать о прочитанном

Абсолютно нормально, если ребенок не хочет обсуждать с вами книги, которые он прочел. Возможно, ему просто надо время, не вытягивайте насильно из него слова. Ждите :)

«Абонент недоступен» Виктории Лебедевой и Александра Турханова — книга непростая, но она поможет выйти на важный разговор с подростком: о сепарации, умении принимать самостоятельные решения и нести ответственность. И если ваш ребенок прочел ее, не стоит тут же бежать с расспросами. Если зацепило и актуально — он придет сам! «Имена на осколках» Кристины Стрельниковой — книга тоже необычная. Магическая, глубокая и очень атмосферная. Но совсем необязательно, что читатель захочет разделить с кем-то эту атмосферу, поэтому оставьте за ним право на тишину.

Для среднего и старшего школьного возраста
Для среднего и старшего школьного возраста

Этими правилами могут пользоваться не только родители самостоятельно читающих детей. Многие «права» подойдут и дошкольникам!