Шёл двухтысячный год. В то время губернаторов ещё выбирали.
Безденежье одолело. Валентина ещё не вышла на спасительную пенсию. Хорошо хоть Вера Васильевна подкидывала работу по агитации, всё-таки какой-то заработок. Вера тут была царь и бог, у ней в руках были ресурсы и бразды управления. Ей поступали указания из области.
Как-то раздался звонок по телефону Вале на домашний( мобильных ещё не было). Звонила Вера Васильевна:
-собирайся в командировку на месяц в Пермскую область, Коми-Пермяцкий округ.Столица округа Кудымкар. Это 500 километров от Перми на север. От нашей области туда поедут 80 человек.
Будем агитировать за нашего кандидата Шалова на пост губернатора Коми-Пермяцкого округа. У этого Шалова предки родом их этих краёв.
Валентина Ивановна не сразу нашлась, что сказать в ответ.
-Ты что, Вера, мне не в чем ехать -нет ни пальто , ни сапогов! После расчёта за кооперативную квартиру, мы ещё не встали на ноги! Сын в вечернем институте учится на коммерческой основе, а сыновья начальников все учатся исключительно за счёт завода!
-стала отнекиваться Валентина Ивановна. А Вера Васильевна не отставала:
-вот съездишь на месяц, заработаешь себе на пальто и сапоги, это я тебе говорю!-
Валентина с дрожью в голосе вспомнила:
-я ведь стою на бирже труда!- Бросай всё, ты там копейки получаешь! Поехали, там с нами много знакомых едет. Я буду вас проверять, ездить по всем деревням на машине с водителем,
-уговаривала Вера Васильевна.
Уговорила. Поехали.
Сначала на электричке, потом на поезде до Перми, всю ночь. Вера Васильевна в поезде выдала всем аванс ( Валя столько получала на бирже за 4 месяца). Остальной путь в 500 километров проделали на нескольких автобусах с пересадками.
За окном время от времени мелькали кирпичные придорожные туалеты. Такого в Свердловской области нет.
Валентине определили в напарницы девушку Олю девятнадцати лет, учащуюся техникума. От безденежья ей пришлось на месяц оставить учёбу. Её мать взяла для Оли в долг ботинки, чтобы сюда в них ехать. Оля сразу по почте матери выслала часть аванса, чтобы та рассчиталась за эту обувь. Ведь у матери-дворничихи их было трое.
В пункт назначения прибыли уже затемно.
На остановке их встретила хозяйка и повела к себе домой. Её звали Нина Петровна, она проживала одна в частном доме, дочь Света приезжала только на выходной. Гости с дороги попили чаю, потом их хозяйка повела в клуб, там был концерт, ведь дело было седьмого ноября.
В то время это был праздник! Зал клуба был полон, все сиденья были заняты, но пришедшим сразу освободили места. Яркий свет заливал всё помещение с высоким потолком. На сцене выступал хор в разноцветных атласных сарафанах, звучали хорошо спевшиеся голоса.
Хозяйка с гордостью показала на сцену, где пела яркая красавица:
-это моя дочь Таня , она заведующая клубом.-
Валентина с хозяйкой быстро нашли общий язык, они были почти ровесницами. А Оля дружила со Светой, они даже спали на одной кровати. Шёл уже ноябрь, но снега ещё не было, приезжие даже сходили в лес и насобирали листьев брусники. Дом хозяйки стоял крайним к лесу.
Пошли Валентина Ивановна с Олей агитировать людей по домам в соседнюю деревню за 2 километра. Подошли к дому, который высился на опушке. Под горкой речка журчит, небольшой морозец, птички щебечут, снег ещё не покрыл землю. Вокруг стоит частокол из молоденьких ёлочек, воздух такой, что не надышишься, как говорится. Во дворе молодой человек, он носит скотине сено на вилах. Агитаторы хотели его начать агитировать, но не тут-то было, он им говорит:
- идите в дом, хозяйка там!-
Дело в том, что в то время некоторые молодые мужчины, не имея работы, жили со старушками. У ней пенсия и с хозяйством уже тяжело одной( скотины держали много), а тут он, молодой, здоровый. Так что нашли выход. Всем хорошо!
Агитаторы зашли в избу, их встретила высокая старуха лет 80, не меньше. Прямо посреди большой комнаты у ней стояла колода с пророщенным зерном. Она собиралась ставить очередную порцию браги. Угостила вошедших, как везде, подав брагу в литровой кастрюльке.
Брага была в каждом доме, это был тонизирующий напиток. Градусов 5-6 не больше. В деревне даже дети пили эту брагу.
И что интересно, Валентина после этой командировки не ощущала больше онемения пальцев на руках, которое её беспокоило раньше.
Агитация населения шла на высоком уровне, со знанием дела. Часто приезжали с концертами агитбригады, а местные агитаторы должны были обеспечить явку избирателей. Подключили к агитации почтальонов из посёлка лесозаготовки ( в 30 км) и в деревне( за 12 км). Всем исправно платили деньги. Борьба была не шуточная. Причина всему - лес.
А пока его везли день и ночь огромными лесовозами мимо деревни. Молва донесла, что был заключён договор на 49 лет на аренду участка тайги с государством Греция. А что останется нашим потомкам? В то время никто не заботился!
Так и жили…
Уважаемые читатели, прошу не забывать про комментарии. Мне очень интересно ваше мнение.