Во-первых, "Гарри Поттер" тоже о школе. О всем известной школе Хогвартс. Но мы, конечно, понимаем, что книги о школе на самом деле другие. Это обычная школа, в которую надо идти, чтобы заниматься разными предметами под руководством самых разных учителей, сидя в классе с разными ребятами, среди которых есть друзья, но не только. Поэтому "Гарри Поттера" мы не рассматриваем.
Во-вторых, "Чудо" Паласио. Это суперсильная книга, но мы поговорим о массовом случае. То, что бывает в школе обычно, это одиннадцать лет жизни на крутых виражах, но обычно все же на ровной дороге.
Так что выберем классику, самую классическую классику. Хотя она и удивит многих.
1. "Рестарт" Гордон Корман. "Розовый жираф".
Это одна из самых знаменитых книг о школе на сегодня. В один прекрасный день Чейз очнулся в больничной палате среди людей, которых он не знает: а это мама, брат, врач. От них он узнал, как его зовут и то, что он упал с крыши, на которую непонятно зачем забрался. Он забыл обо всем, что случилось с ним за тринадцать лет жизни. Теперь он знакомится с собой самим. Он узнает, что любит (любил), с кем дружит (дружил), как к нему относятся окружающие. Его ждет интересное открытие: для одних школьников он герой, капитан суперуспешной футбольной команды, а для других – исчадие ада, ненавистный мучитель, бессовестный и жестокий. Неплохо увидеть себя со стороны беспристрастно? При обычных обстоятельствах такого не случается. А тут можно все начать с чистого листа...
2. "Фриндла" Энрю Клементс. "Карьера пресс"
Итак, начинается средняя школа. То есть закончена младшая с одним учителем, не очень серьезными отметками и учебой, перемежающейся с игрой. Теперь же шутки в сторону. Начинается серьезная работа и строгие учителя. По крайней мере некоторые. Лидер класса Ник немедленно вступает в конфронтацию с типичной словесницей. Хорошей и знающей. Он решил наперекор ей изобрести новое слово для словаря. Это породило кучу проблем для самого Ника, всего класса и его семьи. Но дело того стоило. Да и учитель, настоящий учитель, ставил целью вовсе не сломать непокорного ученика. Да и упрямство было совсем не бараньим. Эта история, которая привела к отдаленным последствиям во взрослой жизни. Над каждым ходом в своей школьной партии надо думать хорошо.
3. "Средняя школа. Худшие годы в моей жизни" Джеймс Паттерсон и Крис Теббетс. "Карьера Пресс"
Как и две предыдущие книги эта - бестселлер Нью-Йорк Таймс. Но дело не в этом. А в том, что она о том, что школа - время выбора. То есть ходит себе человек в школу день за днем... Рутина, скукота. Если бы не друзья. Но вот если школу пришлось поменять, то как справиться с ощущением чужака, если есть разнообразные таланты и не очень большое желание нравиться? Одним словом, кругом монстры. Другие учителя с новыми требованиями. Другие ученики. Раф выдумывает всякие штуки и выкидывает фортели, пока не начинает понимать, что в нем видят талантливого подростка. Но не все следует прощать, но и не все мазать одной краской.
4. "Чудаки и зануды" Ульф Старк. "Самокат"
Эту книгу я включила для контраста. Она очень популярна у нас, но неинтересна в остальном мире. Главную героиню принимают в новой школе за парня, потому что зовут ее Симона (легко читается «Симон»), у нее мальчишеская стрижка и небрежный стиль одежды. В книге есть бунт, и враньё, и первая влюбленность — в лучшего друга, который считает тебя парнем. Очень камерная история, уникальный случай, который невозможно применить к большинству школьников и на этом основании открыть для них перспективу школьной жизни. Может быть поэтому на гудридз у книги отзывы в основном на русском.
5. "Битвы по средам" Гэри Шмидт. "Розовый жираф"
У Холлинга проблема! Учительница, кажется, возненавидела его в первый же день седьмого класса. Она заставляет его после уроков читать Шекспира! Правда, родители оставляют жалобы Холлинга без внимания. На дворе 1967 год, им и без того есть о чём беспокоиться: война во Вьетнаме, политические волнения, трудности в бизнесе отца-архитектора. Он мечтает получить заказ на проект нового здания школы, той самой, где учится сын! А у Холлинга выдался удивительный год – он проверил надежность друзей, сыграл в спектакле, разочаровался в кумирах, преодолел себя и свои страхи, нашел общий язык со старшей сестрой, влюбился.
Бонус. "Майлз и Найлз. Кошмарный дуэт" Мак Барнетт и Джори Джон. "Карьера пресс"
Это книга от лучших рассказчиков в современной американской детской литературе. Тем более, что известный у нас Джори Джон еще и один из весьма остроумных авторов.
Как писал "Библиогид":
Сонная долина — идиллическое место, где течёт безмятежная жизнь на фоне бескрайних зелёных холмов со стадами кротких коров. Но Майлз Мерфи совсем не рад переезду сюда. Ведь в старой школе он был первым шутником, а в новой ему явно придётся оспаривать пальму первенства с местным королём пранкеров. К тому же Майлзу предстоит вычислить его среди новых однокашников. А пока надо отвязаться от назойливого опекуна, которого приставил к новенькому директор. Этот щуплый парнишка с предупредительными манерами, любимчик директора, раздражает Майлза: «Подлиза. Услужливый тип. Ябеда. Пожимать такому руку? Еще чего!» Но именно Найлз окажется автором того самого розыгрыша, поразившего воображение Майлза (он умудрился в первый день нового учебного года перегородить дверь в школу машиной самого грозного директора!). В отличие от Майлза, Найлз превращает свои шутки в произведение искусства. Он настоящий художник, мастер своего дела, мудрый стратег, который тщательно готовит свои шутки и изобретает собственную теорию: «Настоящий шутник работает не ради славы. Настоящий шутник прикалывается ради прикола… Хороший прикол требует массы работы. И подготовки…. Хороший прикол — это такой, после которого все только рты разевают… Многие так называемые шутники запихнут петарду в унитаз, а потом весь год ходят и пыжатся. Но мы с тобой шутники с фантазией. Мы — люди завтрашнего дня». Но главное, по убеждению Найлза, шутки не должны быть направлены против друзей и вообще против обычных, нормальных людей. Шутка — оружие, призванное исправлять человеческие нравы и восстанавливать справедливость. А потому после краткосрочной «войны» (Майлз не может смириться с тем, что Найлз шутит изящнее и умнее, и пытается «посадить его в калошу»), ребята объединяются, чтобы дать отпор наглому директорскому сынку, а заодно и самому директору — карикатурному злобному мистеру Гавкину.
Как тут не вспомнишь про Вована и Лексуса.